џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Мозговой штурм –  это онлайн занятие в составе мини-группы 5-10 человек продолжительностью 3 часа c перерывом 10-15 минут. Штурмы проходят по воскресеньям с 16:00 до 19:15мск. Штурм организован как групповая конференция с электронной доской преподавателя и общим чатом, камеры у всех включены. Каждый штурм имеет свою тематику (это может быть группа экономических тем, или же, экономический этюд, связанный с задачами разных тем, или же, подготовка к важному олимпиадному рубежу). Например, тема штурма может звучать так: "экономическая оптимизация с учетом пространства".  Или "игровое равновесие в олимпиадных задачах: NE в чистых и смешанных стратегиях, SPNE ". Участники знают тематику штурма заранее и получают набор материалов для подготовки – как правило, части моего (Николая Саперова) олимпиадного учебника, задачника и видеокурса олимпиадной экономики. По факту, бОльшая часть штурма посвящена решению задач на время и по нарастанию сложности. Дается задача, оговаривается время на решение, часто сразу указываются типичные ошибки учеников, которые не стоит повторять. Решения сдаются преподавателю и моментально проверяются, можно попросить подсказки и советы, сдать часть решения. Далее происходит быстрый разбор задачи, разбор типичных ошибок и тонкостей решения, или же разбор высылается участникам после штурма. В середине штурма небольшой перерыв на отдых, в конце штурма общее обсуждение: вопросы-ответы, понравилось/не понравилось, и т.д. 

ЧТО ТАКОЕ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ПО СУЩЕСТВУ?

По существу — это некоторая комбинация лекции, симуляции олимпиады, обсуждения. Основная часть занятия мини-группы уделяется решению набора задач. Но это не лекция по разбору предложенных задач.  Процесс организован по определенным правилам, которые участник штурма знает заранее. Для каждого штурма правила могут немного отличаться (об этом участник также знает).

Например: участник всегда может попросить подсказку при решении, задать вопрос в чате лично/публично, получить моментальную проверку решения. А вот возможность включить микрофон у участника есть не всегда - это зависит от конкретных обстоятельств. Например, если занятие в группе требует общей дискуссии в конце (вопросы-ответы, общее обсуждение), то все могут говорить и слышать других. В другой части занятия у участника нет права «микрофона» - чтобы не отвлекать других посторонними шумами. Задачи могут быть предложены либо одновременно в начале занятия (как на олимпиаде), либо последовательно – каждая следующая после удачного решения предыдущей.  Таким образом, мини-группа («мозговой штурм») — это интерактивный урок, а не лекция преподавателя.  Занятие в мини-группе похоже на лекцию в моменты, когда я "объясняю на доске". Например, привожу доказательство теоремы, объясняю работу правила или решаю задачу.

Такая организация группового урока почти всегда учитывает индивидуальность ученика. Сколько подсказок получено, сколько задач решено верно, на каком уровне сложности закончилось общее время занятия. Это уникальные показатели для каждого участника. Например, кто-то решит 0, а кто-то 10 из предложенных 12 задач. Или: кто-то остановится на 4ой, а кто-то на 10й задаче при последовательном возрастании уровня сложности.  Это поможет ученику с некоторой достоверностью произвести собственную самооценку. Например, ответить на вопрос: насколько далеко я нахожусь от сложности финала ВсОШ в рамках тематики штурма? 

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕМА ШТУРМА?

Тема группового занятия (штурма) — это не обязательно (но часто) определенный раздел микро- или макроэкономики (например, «несовершенная конкуренция» или «платежный баланс»). Иногда темой может быть какая-то обобщающая концепция (например «равновесие по Нэшу» в разных контекстах, или «навык формализации условия задачи»). Или какой-то другой важный общий признак (например, как обращаться с дискретными функциями в разных экономических контекстах). 

Участники заранее знают тему занятия. Участники заранее получают набор теоретических материалов и разбор типовых задач - в виде pdf или видео, а также рекомендации по чтению глав внешних книг (сами книги тоже, конечно). Таким образом, предполагается, что ученик готовится к занятию в мини-группе самостоятельно.

КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ НУЖНЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УЧАСТИЯ?

Весь образовательный процесс у меня, в том числе, мозговые штурмы, предполагают использование внешнего образовательного софта:

1. Конструкторы «карт концепций».  

2. Графические калькуляторы.

Конструкторы карт концепций типа Xmind или Clickup - незаменимая вещь для олимпиадника. Помогает систематизировать знания, переходить к обобщениям, выделять концепции, распознавать отношения между ними. После изучения предмета в разных источниках такие карты необходимы, чтобы полученные знания не превратились в хаос, а превратились в целостную и гармоничную структуру – которую можно дополнять в студенчестве.

Графические калькуляторы типа Desmos или Geogebra незаменимы для визуального представления работы "формул", теорем, частных и общих случаев. Очень полезны для понимания работы принципа вместо запоминания формулы. 

Работе в таком софте я обучаю в процессе занятий - иногда даю ссылку на готовый шаблон, в котором можно менять параметры; иногда ученик получает короткую инструкцию по работе во внешней программе.  

СТОИМОСТЬ И ОПЛАТА

Стоимость 3000р. за штурм. Все сопутствующие материалы: олимпиадная теория в виде текста/видео, сборники задач по темам/уровням сложности, книги, олимпиадные симуляции, визуализации в графических калькуляторах; а также возможность писать/звонить мне в мессенджеры с любыми вопросами – конечно же, бесплатны. Но доступ к ним обусловлен взятыми занятиями.

Записаться на штурм можно в любой момент, связавшись со мной в ВК , Телеграм , whatsapp +79150279443, или по почте nikolay.saperov@gmail.com


РАСПИСАНИЕ ШТУРМОВ 


24.09.2023  "Спрос, предложение, равновесие, эластичность, налоги, кривая Лаффера". Уровень: муницип, регион.

01.10.2023  "Теория производства: два завода, много заводов, нетипичные функции издержек, условная и безусловная оптимизация прибыли, альтернативные оптимизационные цели фирмы". Уровень: муницип, регион

Дальнейшие тематики уточняются и будут выложены позднее 

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью