џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


В этом разделе я публикую интервью, взятые у моих учеников разных лет. Кто-то из них только-только получил диплом олимпиады, и готовится к получению высшего образования. Кто-то уже закончил обучение в университете и является молодым академическим ученым, предпринимателем, или сотрудником корпорации. Некоторые из них сейчас заканчивают бакалавриат или магистратуру и охотно делятся своими впечатлениями об учебе, а также рассказывают о своих планах на будущее.

Многие родители моих учеников спрашивают меня, кем станут их дети после окончания обучения, на какой факультет поступать, имеет ли смысл поступать в зарубежную магистратуру и так далее. В этих интервью Вы найдете некоторые ответы на эти вопросы из первых рук - мои бывшие ученики делают свой осознанный выбор и рассказывают об этом мне и Вам. Прочитав интервью, вы узнаете много об обучении внутри ВШЭ, возможных вариантах построения траектории обучения. Вы узнаете, с какими трудностями сталкивается выпускник, когда впервые выходит на рынок руда после окончания университета. Возможно, эти правдивые истории для кого-то из Вас послужат дополнительной мотивацией к тому, что получать образование нужно осознанно, думать о своем будущем еще со школьных лет.


Интервью с Петром Кириковым, призером Всероса за 2022 и 2023 годы, призером и победителем ряда перечневых олимпиад

В учебном году 2022/2023 я взял интервью у Петра Кирикова, ученика из простой среднеобразовательной школы Брянской области. Петр стал двукратным призером Всероса по экономике, победителем Высшей пробы по экономике в 2022 году, призером ряда других перечневых олимпиад. Поговорили, в том числе, о том, как изменилась подготовка к олимпиадам в последние годы, и почему нужно читать больше научно-популярных книг и блогов экономистов.

Читать интервью

Как ты узнал обо мне, и почему решил со мной заниматься?

О вас я узнал от старшего брата Степана, который неоднократно указывал на ваше мастерство и профессионализм, которые сыграли большую роль во время его подготовки к заклу в 2018 году. Я решил с вами заниматься, поскольку получил рекомендацию от брата, который был уверен, что вы поможете мне взять диплом также, как ему. Тем более, Степан стал первым в истории Брянским школьником, у которого получилось запризерить Всерос - естественно, если я хочу повторить результат, то лучше идти по похожему пути.

Как ты бы оценил занятия со мной? Они тебе помогли? Что понравилось, а что не очень?

Я посещал два вида занятий - индивидуальные занятия и брейнштормы. Для меня они оба были полезны, но по-разному - индивидуальные занятия помогали разобраться в мелких непонятных моментах, в то время как суть брейнштормов была более глобальна и развивала экономическую интуицию по темам. Однако стоит учитывать (что Николай всегда подчеркивает) – только занятия сами по себе не станут панацеей для олимпиадника. Занятия сопровождались массой сопутствующих материалов – олимпиадным теоретическим пособием, подборками задач с двумя уровнями сложности по всем олимпиадным темам, видеуроками. Нужно было уделять массу времени для того, чтобы все это изучить, сами занятия занимали менее 10% потраченного совокупного времени. Мозговые штурмы, которые проходили каждые выходные, для меня были как пробные олимпиадные туры - 3 часа, когда я должен выложиться на полную и показать свой уровень на фоне других учеников в группе.

Какие еще способы подготовки к олимпиадам использовал, как оцениваешь их пользу?

Также я занимался на курсах по экономике от Олмата и со старшим братом Степаном, а летом ездил в ЛЭШ (Летняя Экономическая Школа). Мне кажется, что все занятия были крайне полезны, не думаю, что при отсутствии какого-либо из этих звеньев у меня получилось взять Всерос

Общаясь с родителями учеников в последние годы, я часто встречаю мнение, что предлагаемые онлайн курсы являются стандартизированными и, практически по определению, не учитывают индивидуальные особенности ученика, не позволяют выстроить индивидуальную траекторию подготовки (что возможно только при личном контакте ученика и преподавателя). Исходя из твоего опыта, ты скорее согласишься или нет с этим утверждением?

Скорее не соглашусь, поскольку за последние несколько лет появилось много курсов и кружков, которые направлены на обучение каждого ученика по отдельности. Несмотря на то, что я учился на общих курсах с >100 учениками, я в любое время мог обратиться к грейдерам и преподавателям, попросить их помочь мне разобраться в моментах, которые я до конца не понимаю. Тем не менее, я чаще все равно обращался к Николаю и старшему брату, поскольку хотел узнать несколько разных способов решения нестандартных задач.

Расскажи про свой олимпиадный путь в целом? Что тебе дали олимпиады?

Свою подготовку к Заклу я начал летом после 7 класса, спустя пару месяцев после того, как мой брат Степан стал призером, несмотря на то, что на тот момент я вообще часто не понимал смысла заданий. Осознание пришло в 10 классе: именно тогда и произошел самый большой скачок в моем уровне. Думаю, путь в 4 года достаточно длинный для любой олимпиады, несмотря на его сложности (я неоднократно встречался с выгоранием, звездной болезнью и другими "кочками"). Я всего лишь рад, что у меня получилось выполнить свою мечту, даже два раза. Тем более, олимпиады дали мне гораздо больше, чем БВИ в любой университет. Я смог завести друзей, товарищей со всей страны из абсолютно разных сфер. Всех их объединяло одно - нескончаемое желание развиваться в своем любимом деле. И тот факт, что с этими людьми я буду общаться как минимум на протяжении следующих 4 лет университета, вдохновляет меня самого на самосовершенствование.

Ты говоришь, что ты пришел ко мне, уже имея за плечами опыт подготовки. Хорошо помню, что на первых уроках со мной ты не смог найти простую общую КПВ (уровень задачи школьного отборочного этапа), и я даже написал твоим родителям, что выход на финал Всероса в том году следует рассматривать как большую удачу. Однако, через 4 месяца ты уже предлагал самостоятельные нестандартные решения задач финалов. Я был очень удивлен. Из учеников последних лет это был, пожалуй, самый выдающийся случай быстрого роста за несколько месяцев. Как тебе это удалось?

Скорее всего, я смог совершить этот скачок за счет осмысления своей четкой цели. Раньше я не разбирался, зачем мне это нужно, что надо делать и тд. В 10 классе я расставил все по полочкам, осознал, что надо делать, какие книги читать, откуда брать задачи, с кем лучше заниматься и благодаря четкому пониманию, что я сам от себя хочу, я смог добиться своей цели. Также стоит отметить, что моя школа предоставила отличные условия для олимпиадников - я мог не посещать непрофильные предметы, больше времени уделяя экономике. Таким образом, я был максимально погружен в подготовку, практически ничто меня не отвлекало. Даже с выгоранием я не встретился ни разу за эти 4 месяца, так как эмоционально разгружался, занимаясь спортом. Естественно, я очень благодарен своим родителям, поскольку они сыграли важнейшую роль в моей подготовке - всегда поддерживали меня, помогали в поиске новой и полезной информации.

Какие у тебя планы на ближайшее будущее?

На данный момент я выпускник 11 класса, поэтому мои планы на ближайшее будущее - поступить в университет, за лето улучшить свои знания английского языка и IT, ведь это точно пригодится мне в скором времени.

Я помню, в прошлом году после того, как ты стал призером Всероса, ты выбирал возможности для продолжения учебы за рубежом. Я даже написал пару сопроводительных писем в зарубежные университеты. Удалось ли реализовать эти планы? Какие были трудности?

К сожалению, планы реализовать не удалось, и на то было много причин. Самое главное, из-за чего не получилось поступить в вузы, в которые я бы точно поехал - нехватка времени. Я начал заниматься поступлением за 1.5 месяца до первого дедлайна и за 3 месяца до второго практически с нулевым английским. Я потратил очень много времени на то, чтобы разобраться во всех тонкостях, однако очевидно, что шанс получения положительного оффера из топового университета был крайне мал (даже в сравнении - большинство других поступающих тратят на это в среднем 2-3 года, в несколько раз больше, чем 2-3 месяца). К тому же, пришлось столкнуться с разными проблемами - от сложностей с оплатой зарубежных экзаменов до написания этих экзаменов в другой стране. Думаю также, что политическая ситуация в мире сыграла немалую роль в результате.

Чтобы ты посоветовал тем, кто только вступает в олимпиадное движение?

Во-первых, посоветовал бы полюбить процесс подготовки к олимпиадам. Я безумно кайфовал, когда видел свой прогресс (банально это проявлялось в том, что за месяц до региона я не мог решить задания закла, за месяц до закла я их решал за 10 минут), чего желаю и вам добиться. Во вторых, не бояться правильно расставлять приоритеты и уметь договариваться со школьными учителям, чтобы они не перегружали вас во время написания важных этапов олимпиад, но после заклов обязательно не забывать возвращать долги. В третьих, участвовать во всевозможных олимпиадах, даже самых бесполезных, чтобы научиться избавляться от волнения (это действительно очень важно, так как свой третий регион я слил именно из-за волнения). Также очень важно всегда понимать, что если вы достигли каких-то высот, то скорее всего, это не конец, а мираж, так что не надо останавливаться - нужно работать дальше и еще усерднее (Hard work pays off). Ну и последнее, читать много научпоп книжек - они помогут развить вам экономическую интуицию для решения качей -их можно попросить у вашего репетитора или же найти в открытом доступе.

Давай как раз поговорим насчет дополнительного чтения. В последнее время я замечаю, что многие олимпиадники слишком концентрируются на алгоритмах и эвристиках решений количественных задач, при этом у них теряется понимание более широких вопросов, о чем экономика вообще, какие есть подходы к ответам на актуальные современные экономические вопросы. Приведу пример. Ученик может практически автоматически вывести кривую предложения совершенного конкурента со сложными дополнительными условиями или сложить нелинейные КПВ, но при этом не может профессионально порассуждать на качественном уровне, например, об ограничениях монетарной политики в развивающихся странах, или о влиянии искусственного интеллекта на рынок труда. На мой взгляд, такой перекос является нездоровым - известно, что излишняя фокусировка на деталях и упущение общей картины может привести к катастрофическим последствиям, причем это справедливо практически для любой области человеческой деятельности. При этом, предлагаемые курсы для подготовки к олимпиадам, на мой взгляд, также излишне концентрируются на количественных эвристиках . Я думаю, именно по этой причине в последние годы на финалах олимпиад стали давать больше качественных задач. Хороший способ избежать описанного мной “туннелирования” - читать больше научно-популярных книг, а также блоги и каналы известных экономистов. Скажи, сколько книг по экономике прочитал ты, порекомендуй 2-3 книги для абитуриентов?

Если честно, я не очень хороший пример читающего олимпиадника - ни один учебник до конца не дочитал (так, например, "Азы экономики" я начинал читать 11 раз и не заходил дальше 70 страницы). Естественно, это звучит не очень хорошо, однако, чтение книг я замещал общением с преподавателями, тем самым, получал ту же самую информацию, а затем закреплял ее, решая задачи. Сейчас, копаясь в себе, могу сказать, что мне просто так было легче воспринимать новые знания. Тем не менее, чтение книг - неотъемлемая часть подготовки каждого экономиста, я не стал исключением. Три книги, которые очень сильно поразили меня, и в целом, открыли новый мир, а также помогли развить экономическую интуицию для решения качественных задач - "Фрикономика", "Экономист на диване" и "Почему одни страны богатые, а другие - бедные". Для меня это золотой стандарт, который должен освоить каждый. Также интересные и полезные книги - "Когда закончится нефть" и "Микроэкономика в комиксах".



Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

Cамое первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом.

Читать интервью

Привет Дмитрий. Насколько мне известно, после года обучения на экономическом факультете НИУ-ВШЭ ты перевелся на совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ? Расскажи, почему ты принял это решение? Как это повлияло на твой дальнейший путь?

Перевелся я по прошествии почти двух лет обучения, причем пошел снова на первый курс. Решение было очень сложным. Большинство людей вокруг меня говорили, что я теряю два года, что, хотя Совместный Бакалавриат и обещает быть прекрасным местом для обучения, нужно доучиться на экономическом факультете и потом уже, если захочется, идти в магистратуру РЭШ. Однако я в итоге не послушал их и перешел. Почему я это сделал? Во-первых, процесс обучения на экономическом факультете меня не устраивал. Было очень много ненужных или неинтересных мне предметов, которые за меня выбрал кто-то, или же которые преподавались не на том уровне, на котором я хотел бы их изучать. Я не хотел бы обижать экономический факультет: я очень многому там научился, да и однокурсники у меня были умные. Но в целом я верил, что качество обучения в СБ (совместном бакалавриате) будет выше. Во-вторых, это было обоснованное стратегически решение. Я знал, что в США для поступления в аспирантуру (на Ph.D. программу) не нужно заканчивать магистратуру, а достаточно иметь бакалаврское образование. Если бы я остался, то отучился бы еще 2 года на экономическом факультете, а затем 2 года в магистратуре РЭШ, т.е. в сумме 4. Столько же займет обучение в СБ, но только здесь профессора РЭШ, благодаря рекомендациям которых можно попасть в сильнейшие аспирантуры мира, будут учить меня на 2 года дольше. Я решил, что стоит рискнуть.

Как ты считаешь, этот риск получился оправданным? Каковы твои текущие планы?

Есть разные аспекты, но, на мой взгляд — да, оправданным. Я научился многому за эти два года. Как будущему академическому экономисту мне, к примеру, безумно понравился курс по эволюционной биологии, который в СБ ежегодно читает Александр Марков. Я часто вижу связь между биологией и экономикой, хотя раньше я биологию знал крайне плохо. Всеми своими текущими знаниями в этой области я обязан именно такому курсу. Среди других навыков хотелось бы отметить курс по программированию, курс английского, на котором мы очень много практиковались в письме. Сейчас я уезжаю на семестр в Нью-Йоркский университет — в этой поездке большую часть расходов берет на себя РЭШ. Они очень много работают, чтобы у студентов была возможность провести семестр за границей, я им за это очень благодарен.

Ты упомянул про то, что собираешься стать академическим ученым. Наблюдая за моими учениками, я могу сказать, что твой выбор - один на несколько десятков. В большинстве случаев молодые люди предпочитают построение карьеры в бизнесе или предпринимательство. С чем связан такой выбор? Расскажи нашему читателю, какие существуют перспективы у академического ученого сегодня?

Что «мой выбор - один из нескольких десятков учеников» - это имеется в виду, что я один такое сказал?

Да. За мою почти 10-летнюю практику подготовки абитуриентов только 2-3 человека заявили желание стать академическими учеными еще на этапе подготовки в университет.

Хорошо, понял. Я думаю, что мое желание основано вот на чем. Мне всегда хотелось как можно глубже понимать материал, который я проходил на разных экономических курсах, или проблемы, которые я обсуждал с другими людьми. Я понял, что для того, чтобы хорошо разбираться в экономических проблемах, над ними надо много думать, нужно много читать. Мне кажется, что научная карьера — это такой роскошный способ потратить свою жизнь, когда тебе платят за то, что ты умнеешь, читаешь и делишься своими мыслями с другими. Сейчас я довольно много читаю блоги различных экономистов и вижу, что часто люди вокруг — политики, бизнесмены и т.д. — проводят в СМИ разного рода экономический анализ, который неверен в корне. Мне нравится, что мои, скажем так, упражнения в экономике, позволяют мне видеть ошибки публичных людей и не попадать в капкан их красноречия.

Ну экономика это область где каждый может "побыть экспертом", например обсуждая на кухне текущую политику Центрального Банка.

Да, абсолютно так. И как раз для того, чтобы умело оппонировать с такими «экспертами», нужно самому отлично понимать, о чем идет речь. Конечно, практические знания тоже крайне важны, но академические экономисты легко находят работу в МВФ, World Bank (Мировой Банк?) и других структурах, где обсуждаются самые что ни на есть прикладные вещи. В общем, ученый экономист с хорошим образованием может найти себя в разных сферах. Поэтому я и хочу закончить аспирантуру. Ну а там посмотрим :)

От себя могу добавить, что каждый человек должен заниматься тем, к чему у него имеются предпосылки. Как говорят экономисты, реализовывать свое сравнительное преимущество. У тебя, безусловно, блестящий аналитический склад ума, и у тебя еще со времен школы имелись предпосылки к большой академической карьере. Кстати, ведь ты был победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года. Причем абсолютным победителем. Расскажи, насколько трудно тебе далась эта победа?

Надо сказать честно, что в большинстве побед есть доля везения. На Всеросе у меня были все шансы оказаться не первым, а вторым, третьим, пятым и т.д. К примеру, до этой олимпиады я постоянно занимал позиции около 10-го места. Все время были досадные ошибки, промахи, которые невозможно контролировать. К этой победе я шел долго. Целый год решал задачи прошлых лет, задачи из задачников, а затем, когда интересные задачи, буквально, кончились, начал сочинять свои. И вот тут то и крылся успех. Когда я начал составлять свои задачи, экспериментировать, я начал намного лучше понимать, как устроены «задачи» по экономике. Это дало большое преимущество. Ну и, конечно, всю теорию нужно было знать «на зубок». Пришлось прочитать один и тот же учебник 3 раза от корки до корки.

Какие учебники ты можешь посоветовать текущему абитуриенту для подготовки к обучению в ВУЗе и к олимпиадам?

О, это важный и сложный вопрос. Теперь, когда за спиной у меня уже 4 года университетского образования, я могу сказать точно, что читать нужно американские бакалаврские учебники. Проблема состоит только в том, что редкий одиннадцатиклассник на это способен. Читать на английском — это очень важный навык, которому учат в университете.

Как ты относишься к учебнику Грегори Менкью? Он переведен на русский.

Последние издания, которые не переведены, очень хороши. Я думаю, что и прошлые были достойными. Я бы посоветовал всем прочитать книгу Стивена Ландсбурга «Экономист на диване». Вот эта книга, хоть и является научно популярной, показывает, что такое настоящий экономический анализ. Она просто незаменима для подготовки к эссе. Ну а за основной учебник по сухой теории, наверное, действительно стоит взять учебник Менкью. Ну а если есть способность читать по-английски, то читать учебник Ландсбурга по микроэкономике. Он написан очень просто, там почти нет формул, но он очень глубоко, последовательно и интересно излагает материал.

Ты знаешь, именно так я сейчас и занимаюсь с моими учениками. А также использую собственное пособие. Некоторые его части я опубликовал на сайте. Посмотри первые две главы, особенно про нобелевских лауреатов. Я думаю, тебе будет интересно.

Хорошо, я посмотрю. Я рад, что ты остаешься гибким в преподавании и не стоишь на месте. Олимпиады меняются из года в год и, поэтому, учить надо не набору приемов, а именно анализу.

Именно, я давно об этом говорю. Экономика – это анализ окружающих нас явлений, а не только решение модельных задачек, основанных на логических правилах. Кажется, что пока что школьник этого не понимает. В связи с этим последний вопрос: что ты думаешь о современном преподавании экономики? Открою тебе секрет. Я изучал экономику много лет, но полная картина так и не сформировалась во время учебы в университете, а в школе тем более. В школе я вообще считал, что экономика это вообще решение оптимальных задач экономическими агентами (максимизация прибыли фирмами или результата работы индивидом). Окончательно понял, как все устроено, только когда прослушал лекции Олега Замулина, которые нашел в интернете в 2010 году. То есть, по факту, 10 часов лекций дали мне больше, чем 2-3 года учеба в ВУЗе. Как ты считаешь, какие изъяны имеет преподавание сейчас? Тебе не кажется, что экономика (и особенно олимпиадная) сейчас излишне "задачизирована"?

Да, наверное, соглашусь с тобой. Очень хорошо, что ты привел в пример именно Олега Замулина. На меня он тоже в свое время произвел очень большое впечатление! У него за спиной только американское экономическое образование, сначала бакалавриат, а затем аспирантура. И там, насколько я могу судить, он всегда учился исходя из принципа «модель нужна только для того, чтобы что-то понять о реальном мире». Это очень хорошо видно в его лекциях или домашних заданиях, которые он дает (Олег Замулин целый год вел у меня макроэкономику в СБ, и я очень многому у него научился). Они всегда выглядят примерно так: вот есть такая проблема, мы не можем ее понять. Как разобраться? Давайте построим модель объекта, который мы изучаем, и решим эту модель не просто так, а именно для того, чтобы ответить на интересный нам вопрос. Это очень подкупает в нем. Я рад, что он стал деканом экономического факультета ВШЭ. Уверен, что он сможет сделать его лучше.

То, о чем ты говоришь, кажется очевидным даже не для посвященного человека - модель нужна лишь для того, чтобы понять реальный мир. Сейчас же в России экономику преподают не так. Мы перенимаем длинную научную традицию, и это очень сложно. Намного проще научиться решать задачки, которые решают на Западе, ведь с математикой у нас в стране все хорошо. А понять, зачем нужны эти задачи, на какие вопросы пытаются ответить экономисты — это уже сложно. Поэтому сейчас я читаю только литературу на английском языке. Надеюсь, что когда-нибудь я смогу гордиться экономическим текстом, написанным кем-то на русском языке. Я с тобой согласен. И про это знают все.

Ты знаешь, недавно я прочитал научно-популярные книги по экономике Сергея Гуриева и Константина Сонина. Могу сказать точно, что за них краснеть не приходится.

Да, согласен, эти господа являются профессионалами. Я хотел бы, чтобы таких книг было больше. В идеале, хотелось бы, чтобы публиковались книги, которые написаны так же хорошо, как и книги Гуриева или Сонина, но при этом основывались на их собственных исследованиях. Такова, например, ставшая бестселлером «Фрикономика». Сергей Гуриев и Константин Сонин сделали первый важный шаг: они показали нашей читающей общественности, что экономика является не абстрактной наукой, а помогает разобраться в важных реальных проблемах.

Хочется спросить про твои будущие исследования и научные интересы, но у нас уже не остается времени. Может быть, все же расскажешь вкратце.

Это сложный вопрос. Меня многое интересует. К примеру, я вижу большой потенциал в применении экономического анализа к области здравоохранения. Распространение венерических заболеваний и СПИДа во многом зависит от того, как функционируют «черные» рынки проституции или наркотиков или же рынки контрацептивов. А сейчас я, например, читаю книжку Дарона Асемоглу и Джеймса Робинсона, которая показывает, как бедность в различных странах возникает из-за хищнического поведения политических элит. Эта книжка связывает политическую экономику и экономику развития в одно — крайне увлекательно. Своей теорией они даже объясняют Неолетическую Революцию: внезапный переход наших предков к оседлой жизни. Этим и прекрасна экономика: она позволяет изучать все процессы, в которых участвует человек.

Да, это отличные завершающие слова. Экономика это наука о том, как взаимодействуют люди, как они реагируют на стимулы. Поэтому она так интересна. Спасибо тебе за интервью.

Спасибо тебе! Надеюсь, что мой опыт поможет кому-нибудь сделать правильный выбор!

В данный момент Дмитрий готовится к отъезду в Нью-Йорк, где будет проходить курсы математики для экономистов, экономики труда и политической экономики. Я уверен, что через несколько лет Дмитрий сможет получить степень Ph.D, а экономический академический мир увидит восходящую звезду из России.

Интервью с Юрием Габуевым, победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2014 года

Юра пришел ко мне на занятия в сентябре, без каких-либо знаний по экономике вообще. Уже на первых занятиях он проявил себя как амбициозный и работоспособный молодой человек. После нескольких занятий я понял, что Юра будет участником финала Всероссийской олимпиады, и сможет претендовать на самый ценный приз - зачисление в совместный бакалавриат РЭШ-ВШЭ.

Читать интервью

Привет Юра. В этом году получилось так, что ты добился лучших результатов среди моих учеников, став победителем многих олимпиад по экономике, в том числе Всероссийской. Таким образом, ты можешь выбрать лучший факультет любого топового экономического ВУЗа РФ. Расскажи, что ты в итоге выбрал? На каких критериях ты основывался?

Года полтора моей целью было поступление в МИЭФ, который привлекал дипломом LSE и исключительно англоязычным обучением. Но окончательный выбор пал на совместную программу ВШЭ и РЭШ по следующим причинам: 1) бесплатность обучения на протяжении всех 4-х лет (я выиграл ВсОШ (прим.: Всероссийскую олимпиаду школьников); 2) вероятно, самое высокое качество экономического образования в РФ, гибкость программы и широкий выбор курсов; 3) умные и открытые ребята, вместе с которыми я буду учиться (так получилось, что еще до поступления я знаю не меньше половины своего курса)

Расскажи будущим ученикам о процессе подготовки. Сколько в нем занимали занятия со мной и сколько самостоятельные занятия?

Только в конце 10 класса я понял, что для успешного выступления стоило бы выиграть ВП или ВсОШ, поэтому готовился я сравнительно немного. Летом я занимался сам по задачнику Акимова и учебнику Матвеевой, с сентября по февраль - с вами, оставшиеся два месяца я решал задачки с iloveeconomics.ru, участвовал в разнообразных выездных школах и изрядно халявил. Особенность занятий с вами - первоначальный акцент на прорешивание большого числа задач для доведения ключевых навыков до автоматизма с постепенным движением в сторону сложности и олимпиадности. Дополнительно я читал научнопопулярные книги вроде "Экономиста на диване" и всякие статьи в интернете (даже в Википедии!), посвященные истории экономики и экономической теории, ее ключевым понятиям и основам.

Как ты считаешь, какие есть недостатки у базового школьного и у дополнительного образования (в том числе репетиторского)?

Я учусь в довольно посредственной школе, поэтому не могу дать объективного мнения, но, по-моему, основной недостаток - зашоренность всей системы: она закрыта для изменений в мире, не помогает детям строить объективное понимание современного общества. Редкий учитель способен заинтересовать учеников в своем предмете, объяснить его ценность и действительную сущность, много внимания уделяется зубрежке абстрактных вещей, которые забываются, как только ученик перейдет порог школы. И в программе совершенно отсутствует выстраивание "межпредметных связей", о которых столь пылко говорят в последнее время.

Что ты можешь пожелать текущему абитуриенту, на что особенно обратить внимание?

Мой совет - будьте уверенными в себе и заинтересованными в окружающем вас мире. Много занимайтесь и не прокрастинируйте, время и правда дорогой ресурс.

В данный момент Юра готовится к учебе в совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ, и я регулярно встречаю на открытых лекциях известных экономистов. Очевидно, что кроме победы в самой престижной экономической олимпиаде, Юрий серьезно заинтересовался предметов. Я думаю, что его ожидают интереснейшие 4 года обучения в лучшем экономическом бакалавриате страны.

Интервью с Андреем Кондрашиным, победителем межпредметной олимпиады НИУ-ВШЭ 2007 года

Андрей Кондрашин занимался у меня в 2006-2007 учебном году. Андрей мне запомнился как человек, который был не только увлечен на 100% процессом подготовки к олимпиаде, но который всем своим отношением показывал глубокое уважение к предмету и преподавателю. На каждое занятие Андрей приходил с множеством вопросов, касающихся теории и реальной жизни, и мы их обсуждали. Еще тогда я запомнил Андрея как очень открытого человека. На мой взгляд, именно это качество определило то, что сейчас он не только успешный предприниматель, но и бизнес-тренер.

Читать интервью

Привет Андрей. С тех пор, как мы с тобой занимались экономикой, прошло уже много лет. Я слышал, что ты сейчас занимаешься предпринимательством и коучингом. Расскажи подробнее, как ты к этому пришел.

Здравствуйте, Николай! Жизнь - интересная штука. Я с детства знал, что буду заниматься ресторанным бизнесом, так как им владеет моя семья и мне он всегда очень нравился и был интересен. Поэтому всю свою сознательную жизнь готовил себя к тому, чтобы эффективно управляться с бизнесом. Отсюда и выбор моих университетов: сначала Менеджмент в ГУ-ВШЭ, после чего снишевал образование в бизнес-школе на факультете "Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии". Параллельно я разбирался во всех тонкостях ресторанного бизнеса на практике. Несмотря на все образования, пошел работать официантом и барменом в московские заведения.

В итоге, за несколько лет интенсивной учебы и работы мне удалось разобраться во многих тонкостях своего дела, и я стал открывать собственные проекты в рамках семейного бизнеса. Мне удалось открыть несколько очень успешных заведений. Так ко мне стали обращаться близкие знакомые рестораторы с просьбой помочь им в бизнесе. А потом знакомые знакомых. И самое главное - я понял, что мне очень нравится помогать другим. И применять полученные знания и навыки не только в своем бизнесе, но и в других. Пробы пера показали, что такой подход хорошо сработал. И я понял, что надо двигаться в этом направлении и открыл свой консалтинговый проект параллельно с действующим ресторанным бизнесом.

Отлично, это очень хорошая мотивационная история для наших читателей - будущих студентов Вышки. У всех у них судьба сложится совершенно по-разному, и многие из них мечтают стать предпринимателями. Расскажи, каким образом тебе помогла учеба на факультете менеджмента? Пригодились ли полученные знания?

Я ОЧЕНЬ благодарен Вышке. Особенно глубоко я это прочувствовал, уже на старших курсах. Многие мои друзья из других университетов не учились столь интенсивно. И в краткосрочной перспективе им это нравилось, но сейчас стало ясно, что не зря я вкалывал. Однако должен сразу предостеречь - ни в коем случае нельзя идти в универ, потому что так сказала мама, бабушка или кто-нибудь еще. Надо реально оценивать свои мечты, склонности и таланты. Только имея большую и мотивирующую долгосрочную цель в голове надо поступать в университет.

Не надо идти на менеджмент или куда-то еще, потому что это модно. Только прислушиваться к себе помогает. Я поступил в Вышку, имея огромное желание развиваться именно в этом направлении. И там я получил именно то, зачем шел - знания по маркетингу, управлению персоналом, стратегическому развитию и многим другим сферам. Поэтому почти каждый день я вспоминаю свой родной университет, который сделал для меня этот трамплин. Пусть не в работе, но в собственных бизнесах.

Андрей, когда ты учился, ты четко понимал, зачем это делаешь. У тебя не было желания получить, помимо бакалавриата, дополнительное образование? В твоем случае, это может быть MBA или двухлетняя магистратура в западной бизнес-школе?

Такое желание было. И очень сильное. Я буквально заразился маркетингом. И мне хотелось еще дальше углубить свое образование в эту сферу. Однако жизнь одна и, порой, приходится делать трудный выбор. В моем случае выбор встал между вышкинской магистратурой по маркетингу и моей нишевой направленностью - ресторанным бизнесом. Оценив свои ресурсы, возможности и желания с незначительным перевесом я склонился ко второму варианту. Однако любовь к маркетингу не отступила, поэтому я редко провожу месяц без бизнес-тренингов, мастер-классов и семинаров. Много читаю. Ведь университет - это, по сути, начало учебы, как бы страшно для многих это не звучало. Но для меня, напротив, страшно перестать учиться.

Тут надо четко отдавать себе отчет, что есть диплом. Диплом - это подтверждение определенной квалификации и знаний, которыми можно обладать на самом деле, даже если у тебя этого диплома нет. Диплом намного острее нужен для работодателя, чем для предпринимателя. Для бизнесмена нужны знания, поэтому внутренняя мотивация учиться крайне высока. Поэтому я желаю всем абитуриентам найти свой внутренний огонь еще в старших классах. Ведь решение вы принимаете ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. Оно во многом определит ваш успех по жизни. В противном случае работа не специальности сулит 4-6 лет знаний, которые потом не пригодятся. И по этому печальному пути идут потом тысячи людей.

Не надейтесь на то, что кто-то лучше вас знает, что вам на самом деле нужно. Мои родители, например, очень склоняли меня к другим специальностям - техническим. Но я-то чувствовал, учась в лицее при МЭИ - не мое это.

Отлично, Андрей. Наше время уже подходит к концу. Позволь спросить последний вопрос: расскажи кратко, какие ресторанные заведения ты открыл и как можно пройти твой курс обучения предпринимательству?

Я разработал концепции и открыл несколько совершенно разноплановых заведений.

Напишу про основные: кафе ВЗС (ВодителеЗаправочная Станция), трактир «Русская Изба», 2 магазина суши «Петушинский Ниндзя» - это заведения успешные и достаточно известные во Владимирской области. Сейчас наша компания "Викон" - крупнейшая компания в секторе HoReCa (термин, обозначающий сферу индустрии гостеприимства – прим. автора) во Владимирской области. Узнать о заведениях и обо мне самом подробнее можно из моих статей и интервью. Например: cafe-future.ru, www.rma.ru

Я обучаю не предпринимательству как таковому, а помогаю рестораторам получать больше денег и удовольствия от своего бизнеса. А также помогаю начинающим рестораторам успешно запустить свой бизнес. Сайт нашей компании vikon.ru, сайт консалтингового проекта cafeprofit.ru находится в разработке - есть пока только основная информация.

Андрей, получилось очень насыщенное интервью. Спасибо тебе. Я думаю, абитуриент, который только начинает свой жизненный путь, найдет много в твоих словах и твоем опыте.

Я рад помочь Удачи, Николай!

Интервью с Нареком Айряном, победителем Всероссийской олимпиады 2008 года

Нарек Айрян занимался у меня в 2007 году, стал победителем Всероссийской олимпиады и поступил на факультет МИЭФ, получив максимальную скидку. Я помню Нарека как ответственного и исполнительного молодого человека, который был увлечен процессом подготовки и всегда делал домашние работы. В интервью Нарек рассказывает об особенностях обучения в МИЭФе, а также о том, трудно ли найти работу выпускнику Высшей Школы Экономики.

Читать интервью

Привет Нарек. Спасибо, что согласился дать интервью. Я тебе не видел уже много лет. Напомни, на какой факультет ты поступил после того, как стал победителем олимпиады?

Привет, Николай. Я поступил на факультет МИЭФ Высшей Школы Экономики.

Да, точно. С чем был связан этот выбор? Почему ты решил поступить именно на МИЭФ?

Я долго выбирал между факультетом Экономики и МИЭФ, но в итоге выбрал МИЭФ, так как обучение на этом факультете проходит по двойной программе, одна из которых Внешняя Программа Лондонского Университета (University of London International Programmes). Также при том, что обучение на МИЭФ платное, важную роль сыграла существенная скидка, которая полагается победителям Олимпиады.

Расскажи нашим читателям, какую скидку ты получил по результатам олимпиады и удалось ли тебе ее пролонгировать на последующие годы обучения?

Победителям Московской Олимпиады полагалась вторая по величине скидка. Она составляла приблизительно 55-60% от годовой стоимости обучения. При этом, если ученик продолжал хорошо учиться, то скидка ему автоматически продлевалась на следующий год. В первый же год обучения по итогам года мне повысили скидку до наивысшей - 60-70%, которую я сохранил до конца обучения.

Это отличная история. Я думаю, она станет хорошей мотивацией для многих моих будущих учеников. То есть ты учился отлично, хотя МИЭФ считается одним из сложных факультетов. Расскажи, у тебя возникали трудности с учебой? Не было ли проблем с тем, что часть курсов преподавалась на английском?

Каждый ученик перед началом первого года должен был пройти формальное интервью с преподавателем по английскому языку, чтобы определить языковую группу. На интервью мне сказали, что мне, скорее всего, сложно будет учиться из-за языка. Но в конце года я без проблем сдал IELTS. На МИЭФ преподаватели понимают, что у всех учеников разный уровень языка, а учебный процесс выстроен таким образом, что в любом случае за первый год язык очень сильно прогрессирует. Еще важно отметить, что при подготовке к Олимпиаде приходится учить программу более расширенную, чем при поступлении через экзамены/эге, и это очень сильно помогает в учебе на первом курсе.

Расскажи, насколько трудно было победить в олимпиаде? Какими качествами должен обладать школьник, чтобы это сделать?

Пожалуй, самое важное качество - это умение размышлять вне стандартных моделей и задач. При этом надо прекрасно знать базу, а для этого нужно время и усилия. Так что ученик должен быть трудолюбив. Наконец, хотя это и не качество, но, по-моему, школьник обязательно должен получать удовольствие от изучения экономики, ему этот предмет должен быть интересен. Победить на олимпиаде довольно сложно, возьмите количество людей, которые участвуют и количество победителей. Получается очень высокий конкурс. Когда я начал с тобой заниматься, я мало что понимал в экономике, но за год неплохо её изучил. Если ставить перед собой цель, то всё возможно.

Да, это правда. Ученик не должен лениться, и тогда все получится. Тем более, что теперь я предлагаю своим ученикам массу сервисов, которых не было у тебя. Во-первых, это мой сайт, на котором собрано множество материалов для подготовки. Во-вторых, это база тестов, задач и открытых вопросов, на основе которой я скоро сделаю мобильное обучающее приложение.

Нарек, расскажи, какую траекторию ты выбрал после окончания бакалавриата?


После бакалавриата я поступил в Лондонскую Школу Экономики на магистратуру по финансам. После обучения в Лондоне решил вернуться в Москву, где сейчас работаю в небольшой компании, предоставляющей услуги в сфере корпоративных финансов, слияний и поглощений и привлечения финансирования.

Расскажи, трудно было учиться в магистратуре в Лондоне? Многие считают, что после окончания LSE логичным шагом был бы поиск работы на европейском рынке труда. Одна я знаю, что после кризиса 2008-2009 года вероятность того, что российский студент получит хорошее место в европейской компании, крайне мала. Это так?

Я бы не сказал, что учиться в LSE было очень сложно, но само обучение сильно отличается от российского. Там сильный акцент делается на самостоятельном изучении предметов. Найти работу в крупных европейских компаниях было сложно. Когда я не смог найти в Лондоне работу в течение учебного года, я решил вернуться в Москву, а не продолжать поиск там. По-моему, в России сейчас есть хорошие возможности для профессионального и персонального роста.

Нарек, спасибо тебе за интервью. Я думаю, мои ученики и их родители смогут почерпнуть много информации.

Спасибо! Было очень интересно!

Интервью с Анастасией Белугиной, победительницей Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года (диплом второй степени)

Анастасия занималась у меня в 2008/2009 учебном году. Я запомнил Настю как одну из своих самых ответственных учениц. Настя проделала огромную работу: начав заниматься с нулевыми знаниями по экономике, она одержала победу на самой серьезной экономической олимпиаде – Всероссийской. Интервью с Настей получилось достаточно коротким, потому что сейчас, даже в летнее время, ее время расписано по часам: она работает в компании Unilever и готовится поступать в зарубежную магистратуру.

Читать интервью

Привет, Настя. С момента твоей победы в олимпиаде прошло уже 4 года. По-моему, после победы ты поступила на факультет МИЭФ с максимальной скидкой. Расскажи, как проходил процесс учебы? Было легко или тяжело? Что тебе запомнилось больше всего?

Николай, добрый вечер! Я поступила на МИЭФ, со второй степенью скидки (65%). Главная сложность в учебе - необходимость огромное количество материала перерабатывать самому. Студент получит то, что сам захочет получить. Пар мало, специально никто знания запихивать не будет, но на экзамене спросят. Поэтому кому-то в таком формате сложно, кому-то нет. Мне просто потребовалось достаточно много времени для того, чтобы перестроиться на такой формат. Он сильно отличается от школьного. Английский - абсолютно не проблема, вопреки распространенному мнению. Материал во многом осваивается с нуля, поэтому особой разницы, на каком языке его воспринимать, нет. Больше всего запомнились, пожалуй, несколько талантливых преподавателей и работа над курсовой в прошедшем году.

Каковы твои текущие планы? Ты собираешься поступать в зарубежную магистратуру, или же занимаешься поисками работы?

Сейчас я работаю (стажер отдела маркетинга Юнилевер), планирую поступать в зарубежную магистратуру.

Как ты видишь свое ближайшее будущее? Ты будешь строить бизнес-карьеру? Помогают ли тебе знания, полученные в Вышке?

На работе знания, данные Вышкой, не помогают (исключение - курс по бухучету, который используется теми, кто работает в финансах). Чем Вышка помогла: дала массу знаний о стажировках/программах и вообще рынке труда, дала умение много работать, ну и иногда положительную реакцию на интервью.

Когда ты готовилась к олимпиаде, ты мне запомнилась как очень ответственная девушка. Ты выполняла домашние задания на 100%, задавала интересные вопросы на занятиях. Мы с тобой занимались 2 раза в неделю в течение 2 лет, и в результате в какой-то момент времени я обнаружил, что мы с тобой прорешали все существующие на тот момент типы заданий по экономике. В итоге ты стала участницей Всероссийской олимпиады в составе команды от Москвы. Расскажи, тебе было тяжело или легко? Насколько хорошо совмещалась учеба в школе и подготовка к олимпиаде?

Спасибо огромное мне очень приятно это слышать. Да, было тяжело, я никогда не училась столько, сколько в последний год школы. В университете было уже легче, и во многом потому, что у меня были знания по экономике, приобретённые во время занятий с Вами.

Что ты посоветуешь текущему абитуриенту, который готовится к экономическим олимпиадам? Самостоятельно работать с информацией. В школе ты привыкаешь к тому, что учитель тебя ведет. Ты знаешь, что нужно прочитать, у тебя определён перечень учебников и материалов. В жизни такого не будет – будет нужно найти и переработать информацию из множества неопределенных источников.

Интервью с Иваном Гладышевым, победителем олимпиады «Высшая проба» по экономике 2010 года

Иван Гладышев занимался у меня в 2009/2010 учебном году. Иван пришел ко мне с нулевыми знаниями экономической теории, и за полгода смог дорасти до уровня победителя олимпиады «Высшая проба» (тогда она еще называлась «Межпредметная олимпиада школьников»). Траектория Ивана является нетипичной – после трех лет успешной учебы на экономфаке Вышки, он решил оставить университет, чтобы заниматься разработкой игр. В интервью Иван подробно рассказывает, что дала ему победа в олимпиаде, 3 года обучения в ВУЗе и о его решении.

Читать интервью

Привет Иван. С момента твоей подготовки у меня я видел тебя несколько раз. Кажется, последний раз мы встречались год назад на празднике 20-ти летия Вышки, который проходил в парке Горького. Я помню, ты говорил, что собираешься заняться разработкой компьютерных игр. Сейчас это актуальное направление, и многие компании-разработчики испытывают дефицит кадров. Расскажи, чего тебе удалось достигнуть?

Здравствуйте. Осваивал сферу самостоятельно как геймдизайнер, набирался опыта, затем смог устроится в крейзи панду (Crazy Panda, разработчик игр – прим. автора) в качестве геймдизайнера, но в это же время начинался в Вышке курс по изобретательству и креативу, поэтому я отказался (не совпадало по времени). В данный момент у меня небольшая команда, работаем над проектом "Возрождение феникса", идет все хорошо и уже есть своего рода альфа версия. Также, проходя курс по изобретательству, нашел общий язык с ведущими и вступил в их команду в качестве дизайнера. Занимаюсь разработкой презентаций и софта, команда международная, и сейчас идет разговор с институтом Альтшуллера, который входит в группу компаний Guided Brainstorming, по теме создания игры, которая способна обучать теории решения изобретательских задач.

Я когда-то читал книгу Альтшуллера "Как стать гением" по теории решения изобретательских задач. Как ты относишься к идее, что геймифицировать можно обучение? Скажем, обучение экономике или математике? Ты не думал над этим?

Геймифицировать можно все, хоть перевозку руды с шахт на склад, только надо чтобы этим кто-то занимался. Я думал насчет физики, не знаю почему именно о ней, но представьте если бы даже те же расчеты и записи формул надо было делать в игре, где от того насколько правильно ты решишь уравнение зависит исход игры - это цепляет даже от одной мысли. Однако геймификация не всегда уместна, только в тех случаях, когда недостаточно мотивации и заинтересованности, иначе это может стать обузой. И тут важно разделять геймификацию - перенос механик из игр на процессы и сами игры в большей степени компьютерные.

Короткий вопрос: ты считаешь, было бы реальным создать игру для обучения экономике и финансам?

Да.

Твоя траектория является нетипичной для среднего студента. Обычно все идут строить карьеру в корпорациях. Расскажи, почему ты решил заняться играми? Когда пришла эта идея, каковы были твои первые шаги?

Первые шаги начались сразу после объявления результатов олимпиады, хоть я об этом еще и не догадывался. На следующий же день я почувствовал, что мне нечем заняться, и нашел себе репетитора по игре на пианино. Желание было давним хоть и тусклым, однако в 11 классе не было времени решать. Я понимал, что либо я поступаю в хороший вуз, или я разбираюсь с тем, чем я хочу заниматься по жизни, и в итоге никуда не попаду. На тот момент мне нравилась экономика, и поэтому я сделал выбор в эту пользу. Когда же набирался опыта в игре на пианино, меня постоянно тянуло что-то сочинять и придумывать. Позже поднабравшись навыка я познакомился с учителем по джазовой импровизации, и это было супер. Так закончился мой первый курс. Время на музыку было, потому что экономику до последнего модуля я почти не посещал. Уровень преподавания был ниже того, который я приобрел, готовясь с Вами к олимпиадам. Летом я все обдумал, поспрашивал старшекурсников, посмотрел программы обучения. Я понял, что просто изучать экономику - это немного не мое, в этом не было творчества. И я принял решение перевестись на отделение рекламы. Сделал я это после того, как пообщался со студентами с этого отделения. Многие из них оказались интересными творческими личностями. Как раз в этот учебный год я заинтересовался игростроем, я начал учиться рисовать и изучать сферу. И в начале 3-ого курса я ушел, чтобы реализовывать свои идеи.

Это нетипично для среднего студента. Расскажи, помогла ли тебе учеба в Вышке в чем-нибудь?

Скорее сам факт поступления, это было что-то вроде победы для самого себя, а к победам привыкаешь, и это входит в привычку, привычку достигать цели. Что касательно самой Вышки, то попадались хорошие преподаватели, с которыми интересно было общаться, и от которых получал "ссылки" на полезные источники информации по разной тематике. Естественно, обзавелся друзьями, с некоторыми до сих пор поддерживаю связь.

Расскажи, насколько трудно было победить на олимпиаде.

Я много трудился, так как начинал изучать экономику с нуля, и, если помните, навыки были хуже всех из группы. Особой непреодолимой сложности я не заметил. Для меня большей сложностью было подготовиться по нескольким направлениям ЕГЭ, чем совершенствоваться в одном направлении, пускай и не знакомом в начале.

Иван, спасибо тебе за интервью.

Рад был пообщаться! я как-то прочитал одну китайскую мудрость: «Хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, а гениальный учитель вдохновляет». Так вот последнее про Вас, Вы чем-то цепанули меня, и мне хотелось учить экономику, и за это я благодарен!



ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью