Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены практические задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

2.1 Классическая макроэкономика

В микроэкономической части данного пособия мы говорили о том, что развитие экономики как науки шло за стихийным развитием хозяйственных отношений между людьми. Если во времена Аристотеля размышления об экономике сводились к ведению домашнего хозяйства (древнегреческое oikonomos как раз это и означает), то при дальнейшем усложнении хозяйственных отношений, появлении рынков, специализации и торговли, потребовалось новое переосмысление. Политические философы XVIII века, такие как Адам Смит, Давид Рикардо, Томас Гоббс, начали задумываться над вопросами общественного и хозяйственного устройства. Эти размышления привели Адама Смита к первой экономической теории, краеугольными камнями которой стали конкуренция на рынках, гибкие цены и эффективное распределение ресурсов в отсутствие вмешательства государства в экономику. Постулаты данной теории были описаны в трактате Смита «Исследование о причинах и богатствах народов» от 1776 года. Основная суть трактата такова: цены на рынке складываются при взаимодействии множества покупателей и продавцов, каждый из которых преследует свои цели, и в результате цены направляются «невидимой рукой рынка» к равновесию. В мире гибких цен, которые быстро реагируют на любые изменения, не может существовать безработицы – ведь те, кто не может найти работу, просто предложат свои услуги подешевле, и всегда найдется кто-то, кто их наймет. Также и продавцы, которые не могут продать свой товар, всегда могут предложить его подешевле, и найдутся те, кто его купит. То есть легко меняющиеся цены всегда должны вернуть рынок в равновесие.

Мы уже говорили, что научные теории подобны картам: люди обобщают свой опыт об окружающем мире и получают вначале очень простые карты. Затем люди накапливают новый опыт, который уже не вписывается в существующие карты, и поэтому карты меняются, совершенствуются, дополняются. Так же и научные теории: когда возникает новый опыт, который существующая теория не может объяснить, ей на смену приходит другая теория, которая объясняет рассматриваемые явления более хорошо.

В начале ХХ в экономиках развитых стран начало происходить что-то странное с точки зрения классической теории. В первую очередь странности проявлялись в монополизации рынков, жестких ценах и безработице. В ответ на возникновение картелей и трестов в тяжелой промышленности и банковской сферах, на рынке труда начали возникать объединения работников – профсоюзы, которые к началу XX века приобрели большую переговорную силу и могли бороться за более высокую зарплату и лучшие условия труда. Заработные платы работников не опускались низко, и стали, как позже подчеркнул Кейнс, sticky, «липкими», но в результате начала возникать вынужденная безработица – не все работники оказывались принятыми на работу. Они были бы рады предложить свои услуги по более низкой заработной плате, но не могли, поскольку она была ограничена профсоюзными соглашениями.

Окончательный удар по классической теории был нанесен Великой Депрессией 1929 года, самым масштабным экономическим кризисом за историю человечества. Великая депрессия началась в октябре 1929 года с паники на фондовом рынке США, которая быстро перекинулась на реальный сектор экономики. Осенью 1929 года президент США Герберт Гувер на совещании с крупнейшими промышленниками страны договорился, что они не будут понижать заработные платы работникам. Как предполагалось, эта мера не даст упасть спросу, и в результате рецессия не распространится далее. В результате фирмы были вынуждены не снижать цены на товары, чтобы оправдать высокие зарплаты своих работников, которые являются для фирм расходами. Но по высоким ценам у фирм никто не хотел покупать, спроса просто не было, и фирмы были вынуждены просто уволить 20%-30% работников. Классическая экономическая теория не смогла объяснить феномена, почему одна треть населения страны враз осталась без работы. А между тем уволенные работники, которым стало нечем платить за жилье, купленное в кредит, покидали города и перебиралась в пригороды, где наспех возводились гетто из фанеры для бездомных. И это происходило в наиболее промышленно развитой стране мира!

Основные идеи классической макроэкономики:

  • Цены на всех рынках гибкие, поэтому рынки автоматически приходят в равновесие
  • Равновесие обеспечивается механизмом «невидимой руки рынка»: эгоистичное поведение каждого участника рынка в итоге обеспечивает экономическое равновесие
  • Все что произведено, будет продано. То есть спрос идет за предложением. (Хотя классики вообще не говорили о спросе)
  • На рынке труда не может быть безработицы, так как в этом случае упадет зарплата, и фирмы захотят нанять больше работников.
  • Главной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов. Выпуск растет при роте количества ресурсов или уровня технологий.
  • Деньги не влияют на реальный выпуск, потому что они не влияют ни на количество ресурсов, ни на уровень технологий.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Для занятий в 2017/18 учебном году я могу взять еще 1-2 ученика

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью