џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

3.4 Экономический цикл – краткосрочные экономические флуктуации

Экономический цикл представляет собой краткосрочные колебания экономики вокруг линии долгосрочного роста. Если взять растущие экономики, то ни одна из них не растет точно по этой линии – за периодами бурного роста неизменно следуют периоды охлаждения, а иногда случаются и масштабные экономические кризисы, в ходе которых наблюдается падение основных экономических показателей.
Не умение различать тренд и цикл уже принесло много бед человечеству, поэтому мы еще раз подчеркнем, что это разграничение важно понимать. Во время интенсивного подъёма экономики у политиков и людей, принимающих решения, неизменно возникает соблазн приписать чудеса росту не перегреву экономику, а зарождению новой, более мощной, долгосрочной тенденции. Этот феномен описывают в своей книге «На этот раз все будет по другому» экономист Кеннет .Например, если экономика росла на протяжении последних нескольких десятков лет средними темпами 2%, и в последний год показала рост 5%, то у политиков возникает соблазн сказать, что это не перегрев, а результат их «продуманной политики», а у обычных людей возникает соблазн приписать этот рост развитию новых технологий. В результате, подобные перегревы заканчиваются плачевно. Кенетт Рогофф, рассмотрев экономические кризисы за последние 800 лет, пришел к выводу, что ничего нового в них не появилось. Как бы ни хотелось людям думать, что «на этот раз все будет по-другому», причинами пузырей, и следующих за ними кризисов по-прежнему являются человеческая жадность и недальновидность политиков и регуляторов.

Давайте еще раз посмотрим на графики ВВП США и России за последние 100 лет



Мы видим на нем 3 выраженных спада: это Великая депрессия, рецессии 1970х и более мелкие рецессии начала 2000 и кризиса 2008 года.
График ВВП России (до 1991 года СССР) показывает спад времен Великой Отечественной войны, потом восстановление вплоть до конца 1970х, потом спад, связанный с падением мировых цен на нефть, что привело в итоге к развалу СССР, и затем два периода роста и 3 больших спада времен новой России.

Цикличность экономики новой России носит намного более выраженный характер, чем цикличность экономики США. Мы более подробно рассмотрим экономический цикл в отдельной главе.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью