џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.6 Сила стимулов в экономике

Экономика – это молодая наука. Да, к настоящему моменту ее структура и методы проверки гипотез достаточно сформировались, но все же, положа руку на сердце, экономические модели не учитывают многих важных особенностей принятия решений людьми, и ее прогнозы не являются точными. Порой бывает невозможно предсказать последствия того или иного решения, потому что доподлинно неизвестно, как люди будут реагировать на предложенные стимулы. Вот хрестоматийный пример.

В 1970-е в США были популярны дискуссии о том, могут ли повышенные меры безопасности автомобилей (ремни, подушки и более прочный кузов) сократить число травм и смертей на дорогах. Ответ считался очевидным, и конгресс обязал автомобильные компании соблюдать соответствующие требования при производстве автомобилей. Однако экономисты, занимающиеся анализом проблемы в то время, не так однозначно смотрели на последствия этого решения.

А именно, они предсказали, что количество травм и смертей автомобилистов может даже вырасти.

Как вы думаете, почему? Экономисты знали, что люди могут менять свое поведение, реагируя на предложенные стимулы. Люди реагируют на стимулы – так называется простая идея, что люди меняют свое поведение, реагируя на новую информацию. Поставьте себя на место водителя. Выбранная скорость для него – это всегда компромисс между желанием доехать быстро и рисками быстрого вождения. В автомобиле с низкими мерами безопасности этот компромисс решался так, что скорость вождения была невысокой. Когда появились автомобили с более прочным кузовом, оснащенные ремнем и подушками безопасности, каждый водитель начал думать так: теперь я могу ездить менее аккуратно и на более высокой скорости, ведь ремень и подушки защитят меня в случае аварии. В результате, средняя скорость вождения растет, аварий становится больше, и количество трагических исходов на дорогах может вырасти.

Прелесть науки экономики заключается в том, что она позволяет моделировать подобные процессы. Давайте попробуем заняться примерно тем, чем занимаются ученые-экономисты. Мы постоим простейшую модель на основе указанного примера.

Мы примем основные предпосылки экономического анализа: то, что человек рационален и то, что он реагирует на стимулы. Влияние каких стимулов испытывает человек, когда принимает решение о езде на высокой скорости?

Главный положительный стимул – экономия времени. Обозначим его как X

Отрицательные стимулы: штрафы, риски попасть в аварию. Обозначим их как Y

Водитель сравнивает положительные и отрицательные стимулы, его интересует чистый результат. Обозначим его, как прибыль от превышения скорости 


Водитель выбирает скорость так, чтобы максимизировать эту прибыль при заданных рисках. Это очень похоже на то, как в действительности ведет себя автомобилист, хотя и не все автомобилисты осознают это.

Как влияет ремень на это уравнение? Ремень и полушки безопасности снижают фактор рисков  

В результате прибыль от вождения на определенной скорости растет:


Более высокая прибыль является сильным стимулом увеличить скорость, и в результате человек выбирает вождение на более высокой скорости.

Эта очень простая, но в то же время очень емкая экономическая модель. Она позволяет понять и даже спрогнозировать, как будет себя вести автомобилист. Более того, эта модель опирается на стимулы человека, а это очень важно при экономическом моделировании.

Работа ученых-экономистов заключается в том, чтобы строить такие и чуть более сложные модели, а потом собирать данные и проверять эти модели. Если модель много объясняет и находит подтверждение в реальных данных, она может стать основой для проводимой экономической политики..

Показать подробнее о стимулах в экономике

В 2007 году Леонид Гурвиц и Роджер Майерсон получили Нобелевскую премию за «основополагающий вклад в теорию дизайна механизмов». Леонид Гурвиц: "эффективный механизм с желаемым результатом можно создать, если правильно учитывать стимулы экономических агентов".

Проблема: часто экономические агенты скрывают информацию о себе

Решение: нужно создать такие стимулы, чтобы агентам было выгодно выявлять информацию о себе

Пример 1:
В реальном мире работодатели сталкиваются с проблемой найма новых сотрудников из числа вчерашних студентов. Конечно же, работодатель хотел бы пригласить на работу только талантливых и производительных сотрудников, но эта задача не всегда легко реализуема: среди вчерашних студентов есть ленивые и низкопроизводительные люди. Проблема заключается в том, что ленивый сотрудник никогда не скажет правду о себе и постарается замаскироваться под производительного. Таким образом, работодатель не может отличить талантливого работника от лентяя.

Вопрос: предложите механизм, с помощью которого работодатель (не прибегая к испытательному сроку, собеседованию или рекомендациям) сможет решить данную проблему.


Пример 2:
На маленькой фирме работают 10 человек. Каждый из них может работать либо старательно, либо «спустя рукава». Ни один работник не хотел бы быть уволенным. Работодатель видит качество работы каждого работника и заинтересован в том, чтобы все работники работали старательно. Проблема заключается в том, что уволить можно не более чем одного сотрудника. Этот факт прекрасно известен работникам: они понимают, что если все будут работать плохо, то уволят только одного. Как построить систему угроз увольнений, чтобы каждый работал старательно?

Вопрос


ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью