џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Выводы

  • Экономика как наука (economics) изучает, как люди взаимодействуют, достигая своих целей в условиях ограниченных ресурсов. Экономика как хозяйство (economy) - это вся хозяйственная активность, в которую вовлечены люди.

  • В процессе достижения своих целей люди придумывают все новые формы взаимоотношений, поэтому экономика постоянно эволюционирует и как хозяйство, и как наука.

  • Научный метод экономики выглядит так: наблюдение, теоретизирование, и снова наблюдение. Ученый наблюдает за реальными хозяйственными процессами, затем придумывают теорию, которая удовлетворительно описывает эти процессы, а потом соотносит выводы этой теории с новыми наблюдениями.

  • Экономисты делают допущения и строят модели, которые позволяют лучше понимать взаимодействия между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Модели строятся двумя способами: теоретизирование и анализ временных рядов. Теоретизирование означает построение моделей путем логических и математических выводов из взятых предпосылок. Анализ временных рядов (эконометрика) означает выявление корелляций и причинно-следственных связей из наблюдения экономических переменных за долгий промежуток времени.

  • Единой экономической теории «всего на свете» не существует. Разные экономические дисциплины концентрируются на разных аспектах взаимоотношений между людьми. Экономикс изучает поведение рациональных экономических агентов, функционирование рынков и проведение экономической политики. Менеджмент изучает взаимодействие людей в корпорации. Маркетинг изучает способы продажи товара и привлечения внимания потребителя.

  • В процессе принятия решений люди реагируют на стимулы. Результаты политических мер часто нельзя предсказать, потому что мы не знаем, как люди будут реагировать на предложенные стимулы. Например, при введении ремней безопасности смертность на дорогах может не упасть, а вырасти, потому что люди станут водить менее аккуратно.

  • Позитивная экономика занимается изучением экономической реальности такой, какая она есть. Нормативная экономика занимается выработкой рекомендаций по улучшению экономики.

  • Любое экономическое решение должно оцениваться в рамках анализа «затраты-выгоды». Если сумма выгод от этого решения больше суммы затрат, то оно должно быть принято. Поскольку все затраты и выгоды определённых решений оценить трудно, политики обычно приглашают экономистов для проведения такой работы.

  • Экономисты часто дают противоположные советы по решению той или иной экономической проблемы, потому что опираются на различные философские или политические ценности.

  • Микроэкономика исследует, как индивидуальные агенты делают выбор, и какие это имеет последствия на отдельных рынках. Макроэкономика исследует состояние национальной экономики и общие экономические проблемы, а также экономическую политику, проводимую государством.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью