Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Как мы уже говорили, большинство используемых сейчас (и преподаваемых в университетах) экономических моделей являются моделями неоклассической экономической теории. Поэтому мы будет рассматривать неоклассическую модель фирмы.
Согласно этой теории, фирма представляет собой механизм, который преобразует ресурсы в блага. Детали этого процесса (внутренняя организация фирмы, стимулы внутри команды, различия между разными фирмами) не рассматриваются. Поэтому некоторые экономисты говорят, что согласно неоклассической теории, фирма представляет собой «черный ящик». Единственное, что рассматривается в рамках неоклассического подхода – это уже упомянутое производство, то есть превращение ресурсов в товары.
Поэтому деятельность фирмы в неоклассическом подходе описывается главным образом с помощью производственной функции (технологическая зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени):
Q = f(L, K, N, H, …)
Производственная функция описывает множество технологически эффективных объемов выпуска Q, которые могут быть произведены с помощью сочетания факторов L (labour, Труд), K (capital, капитал), N (nature, природные ресурсы), H (human capital, человеческий капитал), и других.
Рассмотрим подробнее данные факторы
Для упрощения анализа все факторы, кроме объема используемого труда, принимаются фиксированными. Тогда производственная функция может быть записана в виде:
Q = f(L)
А ее график можно построить в координатах выпуск - затраты труда:
Точки, лежащие на производственной функции, показывают технологически эффективные (рациональные с точки зрения производителя) способы производства продукта с помощью переменного фактора L, фиксированных объемах остальных факторов и фиксированном объеме технологий. Точки, лежащие под производственной функцией, технологически неэффективны. Точки, лежащие над производственной функцией, не достижимы при заданном количестве остальных факторов и уровне технологий.
Вспомним, что при построении производственной функции количества других факторов и уровень технологий фиксированы. При изменении этих факторов производственная функция может двигаться. Например, при увеличении количества человеческого капитала (предположим, что все работники стали более образованными и производительными, пройдя курсы повышения квалификации) или увеличении уровня технологии производственная функция будет двигаться вверх, как показано на графике ниже:
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…