Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
На сайте приведены только некоторые задания. Все задания доступны в полной версии пособия, которое я использую на занятиях.
В результате субсидирования фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции, ее функция предельных издержек выглядит следующим образом:
Цена, установившаяся на рынке, равна 50. Нарисовать график прибыли фирмы.
Фирма «Finex» является монополистическим конкурентом. При цене 8 у.е. ее фиксированные издержки в 3 раза меньше переменных издержек, при этом экономическая прибыль фирмы равна 0. В точке максимальной прибыли коэффициент Лернера фирмы равен 1/3, при этом ее прибыль равна 1. Найти функцию спроса фирмы, если предельные затраты фирмы постоянны, а спрос линеен.
Максимальная прибыль монополистического конкурента фирмы «Зеленый змей» на 8/7 у.е. превышает постоянные издержки. Эластичность спроса по цене в точке максимуму прибыли равна 2. При цене P=10 экономическая прибыль «Зеленого змея» равна нулю, при этом фиксированные затраты в 4 раза меньше переменных затрат. Найти максимальную прибыль фирмы.
Спрос на продукцию отрасли задан уравнением Qd = 10000 – 100P. Фирмы продают товар, не имеющий качественных различий. Функция издержек каждой фирмы задана уравнением TCi = Q2/2 + 20Q + 700. В периоде t=1 в отрасли установилось равновесие, при котором прибыль каждой фирмы равна 100 денежных единиц.
В точке максимальной прибыли Q монополии составляет 40% от максимального объема товара, на который покупатели предъявляют спрос. При этом цена равна 10. В точке максимальной выручки прибыль составляет 1/3 от максимальной прибыли, при этом Q=20. Средние переменные издержки фирмы постоянны. Восстановить функцию спроса и найти максимальную прибыль фирмы.
Для совершенно конкурентной фирмы дана зависимость переменных издержек от выпуска:
Q | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
VC | 0 | 10 | 30 | 45 | 56 | 60 | 78 | 105 | 160 |
Также дан рыночный спрос:
P | 32 | 27 | 18 | 9 | 4 |
---|---|---|---|---|---|
Q | 500 | 700 | 900 | 1050 | 1200 |
Для совершенно конкурентной фирмы дана зависимость переменных издержек от выпуска:
Q | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
VC | 0 | 10 | 30 | 45 | 56 | 60 | 78 | 105 | 160 |
Также дан рыночный спрос:
P | 34 | 27 | 18 | 9 | 4 |
---|---|---|---|---|---|
Q | 500 | 700 | 900 | 1050 | 1200 |
На монопольном рынке присутствует три потребителя с функциями спроса Q = , Q = 100-P, Q = . Средние переменные издержки постоянны и равны 10.
Найти монопольную цену, если цена едина для всех потребителей.
Монополия продает товар двум покупателям и имеет AC=5, не зависящие от объема.
P | 100 | 80 | 40 | 20 | 0 |
---|---|---|---|---|---|
Q | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
P | 70 | 4 | 20 | 10 | 0 |
---|---|---|---|---|---|
Q | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 |
Найти максимальную прибыль монополии
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…