Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
В современном мире можно встретить фантастическое многообразие профессий и предложений о трудоустройстве. Каждое из них отличается по условиям труда, обязанностям, возможностям карьерного роста. С другой стороны, на рынке труд присутствует поразительное множество работников, каждый из которых не похож на других: кто-то знает много языков, кто-то хорошо считает в уме, кто-то более общителен, кто-то умеет концентрироваться на решении трудных задач. Все это приводит к тому, что вознаграждение за труд разительно отличается для разных работников.
В современном мире доходы различаются поразительно. В некоторых регионах России средняя заработная плата в 2012 году составляла 4000 рублей, тогда как некоторые сотрудники нефтегазовых компаний и банков получили в размере более $1млн. долларов, а теннисистка Мария Шарапова заработала $26млн долларов.
Экономическая теория предлагает несколько возможных объяснений столь поразительной разнице в заработной плате:
По поводу ценовой дискриминации на рынке труда существует множество мифов. Например, существует мнение, что женщины в среднем зарабатывают меньше, чем мужчины, и главная причина различий в оплате – это дискриминация оплаты труда женщин. Экономист поставит под сомнение данный тезис и попытается выдвинуть несколько гипотез относительно оплаты труда мужчин и женщин, а затем подвергнуть их количественной оценке. В этом и состоит суть работы экономиста-ученого. Так, экономист может предположить, что различия в оплате труда между мужчинами и женщинами может быть связано с различием в человеческом капитале между мужчинами или женщинами. Еще одна гипотеза может заключаться в том, что женщины уходят в декретный отпуск по уходу за ребенком, и это также отражается на средних доходах. В любом случае, вывод о дискриминации не так однозначен, как может показаться на первый взгляд.
Конкурентные рынки имеют встроенные механизмы, работающие против дискриминации на рынке труда. Допустим, по каким-либо убеждениям, существуют различия в оплате труда между чернокожими и белокожими работниками, обладающими одинаковыми профессиональными характеристиками. Допустим, что чернокожие работники оплачиваются ниже, чем белокожие. В этом случае фирмы, нанимающие только чернокожих работников, станут получать более высокие прибыли по сравнению с фирмами, нанимающими только белокожих работников. В этих условиях существуют стимулы к приходу в отрасль новых фирм, которые также будут нанимать чернокожих работников, в результате чего спрос на чернокожих работников будет расти. В результате роста спроса на труд чернокожих работников их заработная плата будет также расти, пока не сравняется с заработной платой белокожих работников. В этом случае конкурентные преимущества фирм сравняются.
1
Кстати, данная идея может быть использована для оценки цены жизни человека в различных экономиках. Различие в заработной плате между опасными для жизни профессиями и неопасными может быть одним из косвенных характеристик цены жизни.
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…