Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Глава 13. Провалы рынка

В главе «Функционирование рынка» мы говорили о том, что рыночная экономика с наличием конкурентного ценообразования и множеством рынков в отсутствие «сил трения» (то есть при определённых предпосылках об идеальных рынках) приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике. Мы также говорили, что критерием эффективности является распределение благ и ресурсов в соответствии с предельными издержками на их производство. То есть распределение ресурсов оказывается эффективным, когда цены равны предельным издержкам.

Однако рыночный механизм не всегда приводит к эффективному распределению ресурсов, даже в отсутствие «сил трения». Ситуации, когда рынок не обеспечивает эффективное распределение ресурсов, называются «провалы рынка» или «фиаско рынка» (англ. market failures) . В этих случаях государство может улучшить результаты деятельности рынка, вмешиваясь в работу рыночного механизма. Одним из рыночных провалов является монопольная (или монопсоническая) власть, мы рассмотрели этот провал достаточно подробно в предыдущих главах.

Другие два провала рынка - это внешние эффекты и отсутствие стимулов для производства общественных благ.

Провалы (фиаско) рынка:

  1. Рыночная власть (монополия или монопсония)
  2. Внешние эффекты
  3. Общественные блага

13.1 Внешние эффекты

13.2 Общественные блага

Краткое повторение

Задачи к главе

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

Для занятий в 2017/18 учебном году я могу взять еще 1-2 ученика

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью