Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
В идеале рыночная экономика с наличием конкурентного ценообразования и множеством рынков в отсутствие «сил трения» (то есть при определённых предпосылках об идеальных рынках) приводит к эффективному распределению ресурсов в экономике. На практике рыночный механизм не всегда приводит к эффективному распределению ресурсов, даже в отсутствие «сил трения». Ситуации, когда рынок не обеспечивает эффективное распределение ресурсов, называются «провалы рынка» или «фиаско рынка» (англ. market failures).
3 наиболее популярных провалов рынка: рыночная власть, внешние эффекты, общественные блага.
Внешние эффекты – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.
Отрицательный внешний эффект в производстве: MSC = MPC + MEC, с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.
Отрицательный внешний эффект в потреблении: MSB = MPB - MEB, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.
Положительный внешний эффект в производстве: MSC = MPC - MEC, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.
Положительный внешний эффект в потреблении: MSB = MPB + MEB, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.
При отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.
Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.
Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении (так называемые "налоги Пигу") или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.
Теорема Коуза: вне зависимости от первоначального распределения прав на ресурсы, стороны смогут всегда достичь эффективного распределения ресурсов (то есть решить проблему внешних эффектов), если они имеют возможности вести переговоры, и издержки по заключению сделки отсутствуют.
Прикладное значение теоремы Коуза заключается в том, что, если создать максимальные возможности для проведения переговоров меду участниками, то они смогут самостоятельно прийти к общественно оптимальному результату (интернализовать внешние эффекты).
3 способа устранения внешних эффектов на примере загрязнения окружающей среды:
Из них наименее эффективным оказывается принудительное сокращение производства, а наиболее эффективным - организация рынка загрязнений.
Все блага можно разбить на 4 категории в зависимости от наличия у них свойств конкурентности и исключаемости.
Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.
Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.
да | нет | ||
---|---|---|---|
исключаемость | да |
частные блага компьютер одежда продукты питания |
Клубные блага + некоторые рынки естественных монополий Спутниковое телевидение Концерт Платная дорога Кинотеатр Водопровод Автобус |
нет |
общие ресурсы рыба в океане лесные угодья скамейка в парке |
чистые общественные блага светофор национальная оборона фундаментальные исследования |
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…