Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Существует несколько подходов к определению среднего уровня доходов: среднее арифметическое, мода и медиана.
Эти понятия должны быть Вам знакомы из курса школьной математики, но мы их повторим еще раз:
Среднее арифметическое – сумма всех значений, деленная на количество значений.
Медиана – серединное значение, которое делит выборку на две равные части.
Мода – значение из выборки, которое встречается наиболее часто.
Рассчитаем эти значения на примере. Допустим, у нас есть 5 индивидов с доходами: 100, 200, 300, 300, 400.
Среднее арифметическое = = = 260
Медиана = 300, потому что если проранжировать все значения от меньшего к большему, то медианный участник – третий с доходом 300.
Мода = 300, потому что значение 300 встречается два раза, а все другие значения – один раз.
Для измерения степени неравенства подходов существует несколько методов. Наиболее применяемые из них:
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…