џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

2.6 Премия 2001 года: исследование рынков с ассиметричной информацией

Еще мы расскажем про исследования рынков с несовершенной информацией, за которые экономисты Джордж Акерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц получили Нобелевскую премию по экономике 2001 года. Информационная асимметрия возникает, когда одна сторона лучше осведомлена о характеристиках товара, чем другая сторона. Например, работник всегда осведомлен лучше работодателя о своих профессиональных качествах. Продавец подержанного автомобиля лучше осведомлен о его скрытых характеристиках, чем покупатель. Репетитор лучше осведомлен о качествах его методики преподавания, чем ученик или его родители. Подобных примеров можно привести достаточно много, но всех их объединяет одно: менее информированная сторона хотела бы получить полную информацию о потребляемом товаре или услуге, но более информированная сторона может иметь стимулы и возможности для сокрытия этой информации. Ученые рассмотрели, к чему приводит информационная асимметрия на рынке подержанных автомобилей в США. Продавцы подержанных автомобилей разделяются на две категории:

  1. продавцы автомобилей с заявленными характеристиками
  2. Продавцы автомобилей со скрытыми дефектами (такие автомобили называются в США «лимоны», lemons).

Что будет происходить на данном рынке с течением времени? Допустим, на рыке присутствует половина добросовестных продавцов, и половин недобросовестных. Покупатели, которые покупают автомобили на рынке, обнаружат, что в половине случаев они получат товар более плохого качества, чем то, которое они ожидали. Но у покупателей нет возможности определить заранее, автомобиль какого качества они покупают – хорошего или плохого. Поэтому при следующих покупках они будут готовы предложить уже меньшую среднюю цену за купленный товар. Это является существенным моментом. Как повлияет снижение средней рыночной цены на стимулы продавцов товара высокого качества и продавцов товара низкого качества? Часть продавцов автомобилей хорошего качества уйдет с рынка, потому что упавшая цена более не мотивирует их продавать автомобили. Расклад сил на рынке поменяется следующим образом: доля продавцов автомобилей хорошего качества упадет, доля продавцов «лимонов» вырастет. Покупатели обнаружат, что автомобили имеют скрытые дефекты в еще большем количестве случаев, чем раньше, и в ответ на это предложат еще меньшую цену. После нескольких повторений этого процесса рынок рискует остаться полностью с продавцами «лимонов» - автомобилей плохого качества со скрытыми характеристиками. Эта проблема получила название «неблагоприятный отбор» (adverse selection), и она действительно наблюдается, например, на рынках страхования. Ученые предложили множество способов преодоления информационной асимметрии. Информированная сторона может подавать сигналы о высоком качестве блага неинформированной стороне, например, с помощью рекламы или гарантийного обслуживания. Неинформированная сторона может создавать условия для выявления информации.

Применение:

На рынках некоторых благ люди начали замечать постепенное ухудшение среднего качества продукта, особенно это стало актуально начиная с середины XX века. Акерлоф, Спенс и Стиглиц нашли этому научное объяснение, и предложили меры по преодолению этой проблемы. Бизнес быстро взял эти меры на вооружение. Согласно теории ученых, реклама может восприниматься покупателями не только как источник информации и побуждение к покупке, но и как сигнал о высоком качестве продукта. Поэтому участие в рекламных кампаниях высокооплачиваемых знаменитостей становится оправданным. Компании последовали этому совету, и теперь знаменитости стали неотъемлемой частью рекламных роликов больших корпораций. Выводы теории ассиметричной информации также были взяты на вооружение страховыми компаниями по всему миру, которые начали предлагать полисы с франшизой, рассчитанные на страхователей с низкой степенью предполагаемого риска.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью