Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Как было определено ранее, экономика - это наука о том, как люди взаимодействуют, реагируя на стимулы в процессе распоряжения ограниченными ресурсами (ну или хотите, как ограниченные ресурсы распределяются между альтернативными вариантами их использования). Для достижения своих целей и желаний (это может быть далеко не только максимизация прибыли или полезности) в мире ограниченных ресурсов людям необходимо делать выбор, правильно реагируя на имеющуюся информацию. Поскольку мы живем в сложном и разнообразном мире, для достижения цели существует, как правило, несколько конкурирующих вариантов экономического поведения. Лицо, принимающее решение, сталкивается с выбором между несколькими альтернативными вариантами, взвешивая «за» и «против» каждого варианта. Подобный подход к принятию решений, который производится всеми нами повсеместно, часто при помощи интуиции, и нашел отражение в экономической концепции альтернативных затрат. Идея расчета альтернативных затрат предполагает, что индивид может сравнить имеющиеся альтернативы по ценности для него, и выбрать из них лучшую.
Вы можете встретить определение «издержки упущенных возможностей». Ценность упущенных возможностей как раз и является результатом сравнения данного выбора с лучшим имеющимся вариантом. Таким образом, альтернативные издержки данного экономического решения можно посчитать как разницу между экономическим результатом лучшей доступной альтернативы, и результатом данного решения.
Альтернативные издержки = результат самой лучшей альтернативы – результат выбранной альтернативы
Поэтому, например, альтернативные затраты наиболее оптимального варианта выбора равны нулю. Понять эту простое определение поможет следующий пример:
Показать примерДанный элементарный пример иллюстрирует несколько важных свойств экономического выбора:
Данные свойства легко получить из определения альтернативных издержек. Поскольку они являются разницей между экономическим результатом лучшего варианта выбора и данным вариантом выбора, то чем меньше данная разница, тем «ближе» индивид находится к принятию оптимального решения. Поскольку для расчета альтернативных издержек применяется сравнение с лучшим экономическим результатом (то есть максимальным в смысле экономических выгод), то данная разница не может быть меньше нуля. Если альтернативные издержки равны нулю, это означает, что рассматриваемый вариант сравнивается сам с собой, следовательно, является лучшим.
1 Проблему выбора отражает известная среди экономистов поговорка «Бесплатных обедов не бывает». Имеется ввиду, что, когда блага предоставляются кому-то бесплатно, это означает, что за них заплатил кто-то другой (а возможно, частично и сам этот человек, не подозревая об этом). Например, такие как бесплатное образование или пожарная охрана, предоставляются за счет средств налогоплательщиков. Или же, если человек решил сам починить автомобиль, то его затратами станут упущенные возможности заработка денег в это время.
2 Но, как было сказано ранее, экономисты любят упрощения (которые называются моделями). Экономика позволяет говорить об окружающем мире (по-крайней мере, его хозяйственной части) определенным языком, по большей части языком моделей. Цель у экономики одна: понять наш собственный мир и сделать его лучше. Но для того, чтобы сделать это, экономистам приходится идти на осознанное упрощение реального положения дел и делать выводы о законах окружающего мира на примере простых моделей. Для того, чтобы сделать полезные выводы, модели не обязательно должны быть реалистичными.
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…