џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

7.3 Виды благ, информация и транзакционные издержки – короткое введение в институциональную экономику

Современные экономические отношения связаны со множеством форм и типов рынков. Есть рынки крайне организованные, где правила поведения продавцов и покупателей полностью стандартизированы, а затраты на совершение сделки минимальны. Примером являются фондовые биржи, где обращаются биржевые товары и контракты. Ценовые заявки покупателей и продавцом поступают на эти рынки мгновенно, товары и правила торговли являются стандартными. Для того, чтобы получить возможность покупки или продажи биржевого товара (или контракта), покупателю или продавцу достаточно открыть счет у брокера (профессионального участника рынка), и подключиться к системе электронных торгов. Эти рынки являются наиболее высоко организованными рынками в мире. Чуть менее организованными являются такие рынки, как супермаркеты и гипермаркеты. Для того, чтобы совершить сделку, покупателю необходимо затратить время на дорогу, выбор товара и стояние в очереди, а продавцу понести огромные логистические (связанные с движением товара) и организационные расходы, чтобы обеспечить наличие товара в магазине. Еще менее организованными являются такие рынки, как, например, подержанные личные вещи. В последнее время эти рынки получили распространение во всем мире и России в связи с развитием интернета (в России площадки www.avito.ru, www.slando.ru). На этих рынках практически все параметры рыночной сделки могут быть предметом переговоров между участниками: и цена, и условия продажи и покупки, и спецификация самого блага.

Фондовые биржи являются эффективными рынками, а разрозненные рынки подержанных вещей менее эффективными. Это происходит потому, что транзакционные издержки (издержки на совершение сделки) на биржевых рынках сведены практически к нулю. А вот на менее организованных рынках эти издержки существенно выше, и связаны по большей части со сбором информации о продаваемом благе и о его продавце или покупателе.

В зависимости от уровня транзакционных издержек все блага можно разделить на три класса: поисковые (search goods), опытные (experience goods), доверительные (credence goods). Качество поисковых благ легко проверить до момента совершения сделки, в процессе поиска и выбора. Например, можно легко проверить качество костюма по его внешнему виду, сохранности этикеток и оригинальной упаковки, качеству материала. Для того, чтобы понять качество костюма, его не нужно носить в течение недели. (Это не относится к проверке того, подходит ли костюм именно вам, речь идет только о качестве товара). Костюм является типичным поисковым благом. При приобретении опытного блага его внешний вид, внешние характеристики и упаковка уже не являются значимыми. Возьмите подержанный автомобиль. Его качество можно оценить только опытным путем, то есть поездив на нем. На рынках этих благ информация распределена неравномерно: продавец знает о товаре существенно больше, чем покупатель. Покупатель, в попытках получить дополнительную информацию о благе, вынужден нести большие дополнительные транзакционные издержки. Поэтому на рынках подобных благ вводятся дополнительные институты: посредники, эксперты, страховщики. Еще более сложная ситуация возникает для рынков доверительных благ. Качество этих благ затруднительно проверить даже в процессе использования блага. Хрестоматийным примером является образование. О качестве полученного образования многие люди узнают уже после его получения, когда приходится иметь дело с реальными задачами, строить карьеру в бизнесе, устраиваться на работу или развивать бизнес. Для благ этого типа характерна еще большая асимметрия информации: вообще говоря, ни потребитель, ни даже поставщик могут не знать, как должна выглядеть качественная услуга. В этих условиях рыночные отношения могут быть построены таким образом, что предметом переговоров выступает не только цена, но и спецификация блага или услуги, а также правила взаимодействия продавца и покупателя.

Иногда можно слышать утверждения, что организованные рынки, такие как биржи, эффективнее неорганизованных рынков. На организованных рынках процесс покупки-продажи товара действительно происходит легче для сторон, чем на неорганизованных. Транзакционные издержки (или мешающие процессу покупки-продажи «силы трения») на этих рынках оказываются меньше, чем на неорганизованных. Действительно, участникам рынка не нужно тратить время на транспорт и логистику, стояние в очередях, экспертизу товара и проверку противоположной стороны по сделке. Так что с точки зрения транзакционных затрат эти рынки действительно эффективны.

Так являются ли организованные рынки эффективнее неорганизованных? Экономист не даст однозначного ответа на этот вопрос. Понятие «эффективность» не является однозначно определенным в экономике. В последние годы все больше экономистов склоняется к тому, что об эффективности нужно судить в терминах «затраты-выгоды». Это означает, что при анализе любого экономического явления необходимо принимать во внимание и его затраты, и его выгоды. Как правило, затраты несут одни группы индивидов, а выгоды получают другие, поэтому многие экономисты останавливаются лишь на одной стороне анализа.

В случае организованных рынков выгоды очевидны: это снижение транзакционных затрат, что существенно облегчает взаимодействие покупателей и продавцов. Но нужно помнить, что высокая организация этих рынков поддерживается многочисленными структурами и институтами, требующими затрат на свое содержание. В случае фондовой биржи это регистраторы депозитарии, клиринговые палаты, многочисленные расчетные системы. В случае гипермаркета это многочисленная техника, кассовые аппараты, системы учета и движения товара, работники магазина. И только когда вы продаете подержанную вещь своему однокласснику по договоренности, затраты на организацию рынка практически минимальны. Но в этом случае могут возникнуть существенные «силы трения», мешающие эффективному распределению ресурсов между вами и одноклассником в соответствии с вашими возможностями и потребностями. Например, вы можете знать о скрытом дефекте в продаваемом товаре, и скрыть это от одноклассника.

Только что мы увидели, что высокая эффективность организованных рынков связана и с высокими затратами на поддержание институтов, обеспечивающих эту эффективность.

Может показаться, что, поскольку организованные рынки имеют более низкие транзакционные издержки, то все рынки необходимо сделать максимально организованными. Теперь мы знаем, что это не так. Более правильная идея заключается в том, что повышение степени организации рынка должно происходить до тех пор, пока выгоды от улучшения организации перекрывают затраты на ее поддержание. Например, организовать биржевую торговлю автомобилями оказывается просто бессмысленно, поскольку затраты на поддержание необходимой для этого инфраструктуры рынка оказались бы фантастически высокими по сравнению с получаемыми участниками рынка выгодами.

Отсюда можно вывести золотое правило: изменения оправданы до тех пор, пока выгоды от них оказываются больше сопутствующих им издержек.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью