Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Глава 8. Предложение. Величина предложения. Функция предложения

Предложение характеризует вторую сторону рынка – сторону производителей. Основной мотив продавца в рыночной экономике – продать имеющийся товар по максимальной цене (чем выше, тем лучше).
Предложение (от англ. supply, S) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов продать в течение некоторого промежутка времени.
Величина предложения – максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.
Цена предложения – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.

Кривая предложения – кривая, каждая точка которой показывает значение:

  • величины предложения при соответствующем значении цены экономического блага
  • цены предложения при соответствующем значении количества экономического блага.

Кривая предложения представляет положительную зависимость между ценой и величиной предложения. Данная положительная зависимость объясняется с помощью закона предложения. Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, и наоборот. Математически закон предложения можно выразить следующим образом: Q′(P) > 0 или P′(Q) > 0.

В соответствии с законом, кривая предложения обычно изображается в виде кривой с положительным наклоном



Также как и для спроса, предложение – это вся кривая, а величина предложения, это конкретное значение функции Qs = f(P) при заданной цене, то есть точка Q0.

Предложение как и спрос, тесно связано с самым важным экономическим понятием – альтернативными издержками. Для производства и предложения товара на рынок необходимы ресурсы. Когда на рынок поставляется определенный товар, это означает, что имеющиеся ресурсы выделены для производства именно этого товара, а не какого-либо другого. Если альтернативные варианты использования имеющихся ресурсов будут выглядеть чуть более привлекательно, производитель тут же уменьшит предложение. Как правило, для того, чтобы производить и поставлять на рынок большее количество определенного товара, производителю нужны стимулы в виде более высокой цены.

8.2 Объяснение закона предложения

8.3 Исключения из закона предложения

8.4 Неценовые факторы предложения

8.5 Рыночная кривая предложения. Сложение индивидуальных кривых предложения

8.6 Эластичность предложения

8.7 Частные случаи эластичности спроса по цене

Задачи к главе

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

К настоящему моменту остается менее 10 свободных мест для занятий в 2017/18 учебном году.

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью