Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).


На сайте приведены только некоторые задания. Все задания с ответами доступны в полной версии методического пособия, которую я использую на занятиях с учениками.

Качественные вопросы

Задача 1

Как известно, компании стараются контролировать своих работников. В ряде корпораций, особенно это популярно в Германии, введен жесткий контроль времени пребывания на рабочем месте. Например, в корпорации BMW специальное устройство отмечает время прихода каждого сотрудника на работу, а также его время его отсутствия на рабочем месте. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте аргументировать, почему такая система контроля сотрудников может быть неэффективной?

Задача 2

Американская корпорация Google выделяет один день в неделю для сотрудников для занятий «собственными проектами». Кроме того, для сотрудников установлен практический свободный график посещения офиса. При этом корпорация Google дает возможность финансирования идей своих сотрудников. Например, программист Google может получить грант от компании на претворение в жизнь собственной идеи написания приложения или создания интернет-сервиса. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте порассуждать, чего хочет добиться корпорация Google от своих сотрудников? Люди какого типа пойдут работать в такую компанию?

Задача 3

Люди издавна пользуются картами. Карты это упрощенное представление реальности, которое помогает нам ориентироваться в пространстве. Представления древних о пространстве вокруг людей эволюционировали, и за ними менялись и карты. Карты средних веков у нас могут вызвать даже улыбку – достаточно вспомнить, что на некоторых картах земля изображалась как поверхность, стоящая на спинах трех черепах. Тем не менее, даже такие карты помогали путешественникам перемещаться по земле, а когда они накапливали новый опыт, они отражали его в новых, усовершенствованных картах. Таким образом люди пришли к привычным картам с океанами и континентами, используемыми сегодня.
Проведите аналогии между указанным процессом эволюции картографии и эволюцией экономических знаний.

Задача 4

В Силиконовой деревне есть несколько компаний, производящих программное обеспечение. Стив Ж. – хороший программист, но слабый организатор: он не так хорошо, как его конкуренты, умеет использовать навыки своих работников для получения максимальной прибыли; неудивительно, что прибыль его компании довольно низка.
В один прекрасный день к Стиву прилетела Фея со следующими словами: «Я могу прямо сейчас совершенно бесплатно повысить уровень квалификации всех программистов, которые в данный момент являются твоими подчиненными. Или сейчас, или никогда. Ты согласен?» Подумав минуту, Стив ответил: «Нет. Если ты сделаешь это, моя прибыль в итоге только уменьшится».
Экономический анализ позволяет понять, что слова Стива очень даже правдоподобны. Проведите этот анализ, сформулировав ключевые предпосылки, на которые Вы опираетесь.

Задача 5

Дома и на работе есть множество приспособлений, сберегающих время, которых не было у наших бабушек и дедушек. Сделали ли эти приспособления время менее редким благом для нас, чем оно было для них? Чем определяется ценность времени для какого-нибудь человека? Что мы имеем в виду, когда говорим: "У меня нет на это времени"? (источник: учебник Пола Хейне)

Задача 6

Семья владеет небольшим кафе. Глава семьи объявил о закрытии кафе, сопроводив это следующими комментариями: «Наши дети выросли и не собираются работать далее в кафе. Если бы они работали в семейном бизнесе, он был бы прибылен. Однако они выбрали занятость в других секторах, где им платят более высокие оклады, а потому мы вынуждены закрыть наш бизнес». Проанализируйте сделанное заявление.

Задача 7

В 1970-е в США были популярны дискуссии о том, могут ли повышенные меры безопасности автомобилей (ремни, подушки и более прочный кузов) сократить число травм и смертей на дорогах. Ответ считался очевидным, и конгресс обязал автомобильные компании соблюдать соответствующие требования при производстве автомобилей. Однако экономисты, занимающиеся анализом проблемы в то время, не так однозначно смотрели на последствия этого решения.
Используя первоочередную предпосылку любого экономического анализа – то, что люди реагируют на стимулы, покажите, каким образом экономисты могли прийти к выводу, что введение этих мер не так однозначно с точки зрения последствий.

Задача 8

Общеизвестно, что в случае начисления сложных процентов (метод, при котором проценты начисляются не только на первоначальную сумму вклада, но и на проценты, начисленные в предыдущих периодах) при большом сроке вклада можно получить очень большой доход. Так, если положить 1 рубль под 8% годовых, то через 100 лет на счете будет почти 2 200 рублей – выигрыш составит 219 876%!
Почему, зная этот факт, люди не открывают вклад с какой-нибудь маленькой суммой, например 1000 рублей, чтобы через 100 лет их внуки или правнуки стали миллионерами?


В будущем в данном разделе будут опубликованы дополнительные материалы. Также все материалы будут разбиты на главы и разделы.



ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящее время я активно набираю учеников для подготовки к олимпиадам в 2017/18 учебном году.

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью