Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены практические задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

2.3 Милтон Фридман и восхождение монетаризма

Тем временем, когда кейнсианские модели правили бал, работавшие в Чикагском университете Милтон Фридман и Анна Шварц, предложили взгляд на экономику, краеугольным камнем которого являлось денежное обращение. Проанализировав денежную историю США с самого начала, Фридман указывает, что во время Великой Депрессии 1929-1933 годов, денежная масса в США упала примерно на треть. Таким образом, как указал Фридман, Великая Депрессия была ни чем иным, как следствием монетарного бездействия властей, которые не только не увеличивали денежную массу, но еще и держали ставки высокими до последнего (чтобы удержать курс доллара США от обесценения по отношению к золоту – мы дальше еще рассмотрим экономические проблемы золотого стандарта). Эта теория была противоположной взгляду Кейнса, который говорил, что денег в экономике достаточно, и денежная политика неважна, потому что ставки и так низкие. Вместо этого, как мы уже увидели, Кейнс предлагал меры по активному стимулированию спроса путем наращивания государственных расходов, пусть даже ценой большого бюджетного дефицита. Если Кейнс ввел понятие мультипликатора для методов государственного стимулирования экономики (грубо говоря, мультипликатор – это множитель, который показывает, как реагирует совокупный доход, то есть ВВП, на меры государственной политики, например, увеличение госрасходов. Например, если при увеличении госрасходов на 10 ВВП вырастает на 20, то мультипликатор равен 2), то Фридман ввел понятие денежного мультипликатора (просто говоря, это множитель, который показывает, как общая денежная масса реагирует на каждый напечатанный центральным банком доллар или рубль. Например, если в ответ на напечатанные 10 рублей денежная масса вырастает на 50 рублей, то денежный мультипликатор равен 5).

Идея денежного мультипликатора стала прорывной, просто революционной. Она позволила глубже понять природу денежного обращения в принципе. Со времен появления первых банков было известно, что общая денежная масса это не просто сумма наличных на руках у агентов, а нечто большее, что зависит от того, насколько активно банки занимаются депозитно-кредитными операциями, а граждане и фирмы берут кредиты и относят деньги в банки. Иными словами, общая денежная масса есть не просто наличные на руках, еще и некая производная от финансовой активности экономических агентов, организованной через банковскую систему. Фридман первый формализовал это понятие и ввел для него термин «денежный мультипликатор». Он показал, что во время Великой Депрессии мультипликатор упал на 40%. Таким образом, денежная масса упала на 30%, в то время как наличные деньги в обращении даже выросли на 10%. Иными словами, во время Великой Депрессии деньги перестали мультиплицироваться, потому что экономические агенты резко снизили свою финансовую активность, а банки перестали доверять друг другу. Что должны были сделать власти США в этом случае, так это беспрецедентно увеличить денежную массу. В этом случае, говорил Фридман, Великую Депрессию можно было почти сразу же превратить в локальный кризис и быстро преодолеть.

Но Фридмана не хотели слушать, его идеи не признавались до 1970х годов. 1970е годы стали годами так называемой «макроэкономической революции» (мы о ней будем много говорить на страницах данного пособия), и произошла она главным образом как ответ на то, что кейнсианская теория и кейнсианские рецепты по проведению экономической политики оказались несостоятельными перед новой экономической реальностью. Возникла необходимость в пересмотре теории (помните аналогии с пересмотром карт по мере накопления нового опыта?). 1970 годы ознаменовались восхождением двух макроэкономических теорий: монетаризма и теории реальных деловых циклов (RBC, real business cycles). Кейнсианство было низвергнуто, по крайней мере на время, и не последнюю роль в этом сыграла «кривая Филлипса».

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью