џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены практические задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

2.4 Кривая Филлипса: сомнительный эпизод в экономической науке

В 1960-е годы, анализируя данные по экономике Англии за несколько десятков лет, О. Филлипс эмпирически (то есть путем наблюдений) установил отрицательную зависимость между инфляцией и безработицей.

Связь между инфляцией и безработицей в Англии, которую наблюдал О. Филлипс:



Найденная зависимость была слишком статистически сильной, чтобы быть случайной, но, к сожалению, эта зависимость не сразу была понята. Найденная зависимость была не теоретической, а индукционной (то есть основанной на наблюдениях, а не на непротиворечивой теории).

Тем не менее, эта зависимость была взята на вооружение правительствами Англии и США, которые при проведении экономической политики стали делать выбор между инфляцией и безработицей. То есть, данная зависимость, вместо того чтобы быть подвергнутой критическому осмыслению, стала использоваться как меню рецептов между инфляцией и безработицей: если требуется сократить безработицу, то нужно всего лишь напечатать побольше денег, и тогда возросшая экономическая активность сама вытолкнет экономику на равновесие с более низким уровнем безработицы. Казалось, все очень просто, тем более что это понимание вполне укладывалось в кейнсианскую модель экономики. И президент Ричард Никсон пошел на увеличение денежной массы, произведя ее неожиданное увеличение несколько раз. Никсону нужно было сокращение безработицы, чтобы остаться в президентском кресле на второй срок, и он готов был пойти даже на некоторое увеличение инфляции. Но в ответ на это в экономике начало происходить нечто странное: инфляция действительно поползла вверх, но безработица и не думала сокращаться. Как отмечает российский экономист Олег Замулин в своих лекциях (можно найти на youtube), «план Никсона удался ровно наполовину». Это было фиаско, как экономическое, так и политическое для Никсона.

Призрак инфляции начал бродить по США и Европе, и в начале 1970х в США она достигла рекордных за всю экономическую историю штатов 20%. Безработица при этом продолжала оставаться на высоком уровне. Политики схватились за голову и побежали за консультациями к экономистам. Это был новый вызов, challenge, для экономической науки, которая должна была предложить новые объяснения наблюдаемых экономических феноменов. Согласно модели Джона Кейнса, безработицу можно сократить даже до нуля, простимулировав экономическую активность либо денежными, либо фискальными методами. Но в реальности этого не происходило. При размышлении над вопросом, почему безработица не падает при увеличении денежной массы, экономисты 1970х годов предложили ряд новых идей, навсегда изменивших лицо макроэкономики. Поэтому этот период в экономической науке традиционно называют «макроэкономической революцией». В этот в науку были введены такие концепции, как ожидания агентов, естественный уровень безработицы, а позже экономисты вообще пришли к необходимости пересмотра подхода к моделированию. Об этом мы еще скажем позже.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью