Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены практические задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

2.6 Теория реальных деловых циклов (RBC, real business cycle theory)

Итак, 1970е годы в развитых странах ознаменовались одновременно высокими безработицей и инфляцией. Макроэкономика Кейнса не смогла ни объяснить это, ни дать рецептов по преодолению, поэтому раннее кейнсианство было низвергнуто, а другие экономические теории совершили рывок. Кроме монетаризма Милтона Фридмана, в этот период в экономической науке получают новое развитие старые классические (еще докейнсианские) идеи – уже в виде новой теории, теории реальных деловых циклов (RBC, real business cycles), которая также называется неоклассической теорией. Основатели теории Финн Кидланд и Эдвард Прескотт, в дальнейшем получают Нобелевскую премию. Самые общие идеи теории RBC взяты у классиков: индивиды рациональны, фирмы максимизируют прибыль, рынки конкурентны, цены гибки, равновесие на рынках достигается быстро. Основная новая идея: колебания экономики связаны с реальными шоками : технологическими прорывами, военными действиями, ценами на энергоресурсы. Напомним, что Кейнс предложил в качестве основного источника колебаний экономики флуктуации совокупного спроса, которые объяснимы психологическими «животными инстинктами» инвесторов. Это объяснение было достаточно аморфно с научной точки зрения, и к 1970м годам оно уже перестало удовлетворять ученых. Итак, сторонники теории деловых циклов сказали, что сторона спроса не важна, а колебания экономики определяются шоками со стороны предложения. Данная теория предписывала, что государство не должно вмешиваться в экономику, поскольку экономика сама по себе является внутренне устойчивой. Но если у монетаристов деньги влили на экономику, и хотя бы в этой части государство должно вмешиваться, то у RBC деньги не влияли на экономику, и поэтому государство не должно вмешиваться.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью