џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

3.1 Предисловие для тех, кто изучает макроэкономику

Однажды после просмотра на Youtube лекций Бена Бернанке (бывший председатель самого могущественного в мире центрального банка – Федеральной Резервной Системы) у меня возникло чувство, что пособия по макроэкономике многого не договаривают, сосредотачиваясь преимущественно на моделях, разработанных в самом начале появления этой науки (1930-е годы) и забывая рассказать про ее эволюцию за 80 лет и современное состояние. Например, во многих учебниках не освещено, как работают современные центральные банки, а ведь это во многом лицо современной макроэкономики.
Макроэкономика родилась как ответ на самый жестокий кризис, с которым до сих пор сталкивалось человечество, - Великую Депрессию. Достижения макроэкономики во многом позволили избежать ошибок Великой Депрессии при регулировании самого недавнего общемирового кризиса 2008-2009 лет.

Вообще можно сказать, что развитие макроэкономики шло «от кризиса до кризиса», поэтому, на мой взгляд, макроэкономику нельзя изучать в отрыве от исторического контекста. Первая систематическая макроэкономическая теория была предложена великим экономистом ХХ века Джоном Кейнсом как ответ на самый актуальный для США в начале 1930х годов вопрос: почему существовавшая на тот момент (классическая) экономическая теория не может ни объяснить Великую Депрессию, ни предложить меры по ее преодолению? Кейнс со своей теорией сделал и то, и другое. Как мы увидим позже, что уже спустя 30 лет теория Кейнса не смогла объяснить новые экономические явления (такое, например, как стагфляция – одновременное наличие высокой инфляции и высокой безработицы) и была раскритикована как не имеющая достаточных теоретических оснований. Ну что ж, это нормальный процесс для развития научного знания. В части «Микроэкономика» мы говорили о том, что развитие науки похоже на развитие картографии: в самом начале появлялись теории (или карты), которые теперь нам кажутся наивными и даже карикатурными. Но в свое время они помогали размышлять о реальности вокруг и решали свои задачи. Потом человечество накапливало более подробные знания о мире, которые не укладывались в существующие теории или карты, и тогда существующие теории дополнялись и переосмысливались. Таким образом, теории со временем становятся все более сложными и подробными, потому что включают все новые знания о реальности вокруг. Возможно, в естественных и общественных науках мы никогда не придем к «конечной» теории всего и вся – ни в физике, ни в биологии, ни в экономике, потому что теория - это всего лишь способ поразмышлять о вселенной, строении живых организмов или взаимодействии людей, а эти феномены существуют независимо от нашего знания о них, они сложны, и они эволюционируют ко все более возрастающей сложности. Мы считаем теорию верной до тех пор, пока не обнаруживаем новые явления, которые не укладываются в рамки этой теории. Впервые о таком подходе к науке громко заявил Карл Поппер.

Следует сказать, что основные теории и модели этой молодой науки, макроэкономики, получены для экономики США. Кейнсианство и монетаризм, теория реальных деловых циклов и модели политики центрального банка – все это знание было получено при исследовании самой большой на текущий момент экономики мира, экономики США.

В 1970е годы в макроэкономике США обнаружились явления, которым теория Кейнса не могла ни дать объяснения, ни предложить меры политики по их преодолению. Самым неприятным явлением стала стагфляция – одновременное наличие высокой безработицы и высокой инфляции, за которую поплатились несколько американских президентов (Никсон и Картер). Надо сказать, что политики в неприятных экономических ситуациях всегда бегут за помощью к макроэкономистам – потому что сами не знают что делать (когда экономическая ситуация складывается благоприятным образом, то политики обычно приписывают это в свои заслуги, и редко консультируются у экономистов). Управление макроэкономической системой, которая является сложной, не возможно без опоры на теорию, и политики в развитых странах это прекрасно понимают. Мы еще поговорим об этом позже.

В 1970е годы стало очевидно, что макроэкономические идеи Джона Кейнса (который фактически основал макроэкономику) должны быть переосмыслены. Это переосмысление, которое принесло множество новых идей в науку, а также пролило свет на методы построения макроэкономических теорий, сейчас называют великой «макроэкономической революцией» 1970х годов. Именно тогда поднялась денежная теория Милтона Фридмана, в экономический анализ были включены ожидания агентов, и макроэкономика стала сращиваться с микроэкономикой (ученые поняли, что макро- модели должны быть основаны на учете микроэкономических мотивов агентов, которые реагируют на стимулы и ограничения). Чуть позже ученые вообще отказались от идей описать макроэкономику набором заданных уравнений, как это сделал Кейнс, и сказали: «экономика это сложная система, где каждый параметр может влиять на любой другой, и между параметрами могут существовать невидимые связи, обнаруживающие себя при шоках, например кризисах. Поэтому мы даже не будем пытаться создавать уравнения, описывающие макроэкономику. Мы просто предположим, что каждая переменная может зависеть от всех других, а также от своих прошлых значений, а потом с помощью новейших средств эконометрики будем проверять связи между переменными, отбирать из них устойчивые и потом пытаться их интерпретировать». Эти слова подчеркнуты курсивом специально, чтобы вы их попытались выделить и понять, это важно. Примерно таков современный подход к макроэкономическому моделированию, и об этом мы будем говорить более подробно далее на страницах данного пособия.

Как экономические знания влияют на нашу с вами жизнь – маленький этюд

Макроэкономика это наука в ее самом расцвете, которая создается буквально на наших глазах. Идеи и прозрения великих макроэкономистов непосредственно влияют на нашу с вами жизнь, и будут влиять на жизнь ваших детей. Хотя бы поэтому было бы неплохо разобраться в основах макроэкономики. Давайте я покажу, как макроэкономика меняет нашу с вами жизнь.
С идей Милтона Фридмана, который в 1950е-1960 года проанализировал денежную историю США с самого начала, началось победное шествие монетаризма. Идеи Фридмана создали основу для беспрецедентного усиления роли центральных банков в развитых странах. Теперь в США, Англии, странах еврозоны и многих других за инфляцию отвечают только центральные банки, которые независимы от текущего политического руководства. Посмотрите на инфляцию в развитом мире сейчас: она практически полностью побеждена! Если не брать отдельный случай Зимбабве, где много лет бушует гиперинфляция, сейчас есть две развивающие экономики с инфляцией, превышающей 10%: это Аргентина и Россия. Центральные банки этих стран не являются независимыми, в их работу вмешиваются политические чиновники. В остальном развитом мире инфляция находится под контролем, и ее целевые параметры определяются и поддерживаются центральными банками. Когда-то это было не так: в 1920-1930е годы по Европе бродил призрак гиперинфляции, которая привела к мгновенному тотальному обнищанию населения во многих страна и во многом способствовала восхождению радикальных политических лидеров. Мир в XX веке пережил очень много бед, и наверное не будет преувеличением сказать, что причины этих бед были во многом экономическими. Люди теряли веру в будущее и поэтому прислушивались к радикальным лидерам, в том числе к ультраправым, к фашистам, шли воевать. Сейчас инфляция уже практически не беспокоит обычного гражданина развитой страны, а самый большой кризис после Великой Депрессии – кризис 2008 года – удалось быстро преодолеть благодаря оперативному ответу самого большого в мире центрального банка – Федеральной Резервной Системы США. Беспрецедентные шаги по увеличению денежной массы, на которые пошел Бен Бернанке, академический ученый-макроэкономист, стоявший тогда у руля ФРС, опирались на теоретические работы монетаристской макроэкономики Милтона Фридмана и самого Бена Бернанке. Видите, макроэкономические теории оказывают огромное влияние на нас с вами, на мир, в котором мы живем, просто обычно мы об этом не задумываемся.


Экономика вообще, и макроэкономика в особенности - это совсем молодые науки, которые формируются на наших с вами глазах. Возможно, в ближайшем будущем в экономиках и финансовых системах многих стран произойдут такие изменения, которые потребуют нового переосмысления макроэкономики. Сейчас развитые страны живут в эпоху так называемого «great moderation», «великого успокоения». Колебания экономик за период 1980-2010 лет были существенно более низкими, чем за период 1950-1980, и совсем не сравнимыми с колебаниями экономик в период 1920-1950. Самый масштабный со времен Великой Депрессии 1929 года кризис 2008-2009 годов был быстро преодолен с помощью беспрецедентной реакции центральных банков развитых стран. Сейчас развитые экономики уверенно восстанавливаются после кризиса и возвращаются к своему долгосрочному тренду. Некоторые ученые придерживаются мнения, что чем дольше развитый мир находится в состоянии низкой волатильности (волатильность – это характеристика изменчивости. низкая волатильность означает низкий размах колебаний), тем больше вероятность появления сильной волатильности в будущем. Это так, просто потому что экономические агенты привыкают жить в условиях постоянного роста, без серьезных колебаний экономики, и не учитываю вероятность серьезного кризиса в своих решениях. Чем дольше мир живет без кризисов, тем меньше экономические агенты задумываются об их появлении, поэтому, в сущности, их вероятность возрастает. Человеческие хозяйственные отношения усложняются постоянно и обрастают новыми формами, поэтому в экономике будут появляться новые концепции и подходы к теоретизированию. Вполне может быть, что текущее безостановочное восхождение денег и центральных банков будет когда-нибудь прервано новым масштабным кризисом, и тогда экономистам срочно понадобится новое переосмысление и новые экономические рецепты. Будем надеяться, что это дело отдаленной перспективы.

Еще одно предостережение для всех, кто изучает экономику. Большинство академических экономических исследований произведено для экономик США и Еврозоны. Современные учебники по макроэкономике также рассматривают преимущественно экономику США. Мы еще много будем говорить, что макроэкономические модели основаны на микроскопическом поведении отдельных людей, которое складывается в определенные устойчивые паттерны при наличии экономических институтов. Люди реагируют на возможности и ограничения определенным образом, создают институты, которые им удобны и необходимы. Но реакции людей разных культур и в разных странах могут различаться, и могут различаться институты, формальные и неформальные. Из этого может следовать одно – в разных странах и разных культурах экономическое поведение индивидов может быть очень различным. Например, основной тезис экономической науки – что любое решение homo economicus, человека экономического, сопряжено с поиском выгоды, может быть поставлено под сомнение в восточных странах. Как человек, много путешествующий, я могу сказать, что в основе поведения многих людей в этих культурах лежат совсем иные мотивы.

Экономическая наука родилась в западной цивилизации. Но все же говорить о том, что она подходит для изучения только западных обществ и западных экономик, тоже не будет правильным. Давайте определимся раз и навсегда – экономика это наука о поведении людей в условиях ограниченных ресурсов. И это справедливо для любых людей и любых обществ. Другое дело, что это совсем молодая наука, в ней много не открыто и многое предстоит сделать. Поэтому ее текущие достижения произведены в основном для экономик западного образца. Но, как мне кажется, в недалеком будущем экономика получит огромный импульс от результатов исследований человеческого мозга, которые прольют свет на то, как на самом деле люди принимают решения и пытаются быть счастливыми.

Пока что можно говорить о том, что модели и предписания, разработанные для экономик развитых стран, могут проявлять себя совсем не так в развивающихся экономиках, и последствия применения этих моделей при выработке экономических решений могут быть просто непредсказуемыми. Как подчеркивает в своей книге «Мифы экономики» экономист, бывший ректор Российской Экономической Школы, Сергей Гуриев, «если взять стандартные учебники по экономике для первого курса университета, то они излагают простейшие принципы, которые относятся к идеальной рыночной экономике с конкурентными рынками и бескорыстным эффективным правительством». Но в реальности даже на рынках развитых стран наблюдается ограничение конкуренции, несовершенство информации, искажение стимулов участников и коррупция. А уж к России эта теория может быть применена со множеством НО, если вообще может быть применена.

Основой данного пособия служит, конечно, теория, разработанная для развитых экономик, но я буду делать регулярные ссылки на экономику России: приводить данные, строить графики, разбирать российские кейсы.
Кроме этого, и в этом заключается принципиальное отличие данного пособия от классических учебников, время от времени я буду давать ссылки на новейшие научные работы, как российских, так и зарубежных авторов. Абитуриент (или уже студент экономического ВУЗа) должен не только знать основные экономические идеи и теории, касающиеся преимущественно совершенно конкурентных рынков, эффективной информации и рациональном поведении агентов, но и тренды в новейших исследованиях, касающихся как раз несовершенных рынков, отклонениями от рационального поведения и коррумпированности чиновников.

Еще одно предостережение. В экономике, как и в других естественных и социальных науках, различные теории соперничают за свое место под солнцем. Поэтому в макроэкономике, как и в физике, не избежать противоречий. Одни теории хорошо подходят для рассмотрения экономики в краткосрочном периоде, другие для экономики в долгосрочном периоде. Мы увидим, как разные теории вводят новые концепции для описания экономических явлений: например, Кейнс ввел понятие совокупного спроса, а теория реальных деловых циклов – концепцию случайных шоков. Противоречия, в деталях и по существу, будут сопровождать нас на всем пути изучения предмета. Не то, чтобы к ним нужно привыкнуть, просто нужно иметь ввиду, в рамках какой теории мы находимся, смотря на определённый класс явлений. И не забывать про предпосылки и ограничения этой теории.

И последнее, о чем стоит предупредить всех, кто собрался изучать современную экономику. И микро- и макро- часть основаны на предположениях, что люди рациональны, достаточно эгоистичны и определённым образом реагируют на возможности и ограничения, то есть стимулы. В реальности все эти предположения могут не соблюдаться. Мы еще достаточно мало знаем о том, как люди принимают решения в условиях неопределенности и риска, потому что это связано с работой головного мозга, который сегодня изучен мало. Совсем молодая наука – нейроэкономика (синтез нейробиологии и экономики) пытается пролить свет на эти вопросы. На страницах пособия по МИКРОэкономике мы приводили множество примеров нерационального и неэгоистичного поведения людей. Сейчас экономические модели представляют человека как такого эгоистичного максимизатора, и честно говоря, это доставляет ощущение дискомфорта. Американская культура поощряет стремление преуспеть и карьеризм, но во многих странах люди живут совершенно по-другому, не руководствуясь эго-мотивами. Например, в небольшом азиатском королевстве Бутан есть даже Министерство Счастья, ответственное за чувство счастья своих граждан. И счастье граждан в этой стране в последнюю очередь зависит от материальных вещей и собственности. Нередко то, что предписывают экономические модели, не укладывается в этические нормы определённых культур и стран. Наконец, экономическая наука пока что мало говорит о счастье. Люди стремятся быть счастливыми, а не просто богатыми или успешными, а измерения счастья говорят о том, что люди в богатых развитых странах не обязательно являются более счастливыми, чем в более бедных странах.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью