Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

3.2 Введение в макроэкономическую теорию

Не очень верьте, когда кто-то вам говорит, что макроэкономика и микроэкономика сильно различаются, это совсем не так. Конечно, принято считать, что это два разных раздела экономики. Но различия есть только в рассматриваемых вопросах. Подход к анализу сегодня является достаточно универсальным и для микро-, и для макро- исследований. Например, и микро-, и макро- модели исходят из базового положения, что взаимодействующие индивиды пытаются вести себя наиболее рациональным способом.
Ранее мы говорили, что в отличие от микроэкономики, макроэкономика рассматривает экономику в целом. Что значит в целом? Ответив на этот вопрос, мы раз и навсегда уясним отличие между микро- и макро- экономиками. Макроэкономика изучает экономические явления на уровне национальных экономик, а также проводимую в стране экономическую политику. Но в современной науке макроэкономика и микроэкономика практически не различаются по методам: эти две ветви экономики опираются на ряд общих идей, например идею, что люди меняют поведение, реагируя на стимулы, или концепцию спроса и предложения для описания функционирования рынков. Необходимой характеристикой качественной макроэкономической теории стало микроэкономическое обоснование моделей, то есть учет агентов, которые рационально реагируют на стимулы.
Таким образом, в макроэкономике и микроэкономике различается по большому счету лишь круг рассматриваемых вопросов. Круг вопросов макроэкономики знаком практически каждому взрослому школьнику в силу того, что макроэкономические проблемы касаются жизни каждого из нас, и поэтому широко обсуждаются в СМИ практически ежедневно.

Все же, давайте перечислим хотя бы основные проблемы, составляющие предмет макроэкономики:

Почему экономики испытывают долгосрочный экономический рост?
Как говорил один из выдающихся ныне живущих экономистов, Роберт Лукас, вопросы, касающиеся долгосрочного экономического роста, настолько увлекательны, что «если однажды задумываешься над ними, то перестаешь думать о чем-то другом». Китай на протяжении последних 30 лет рос средними темпами 10% в год, экономика Китая выросла в 17 раз за этот период и стала второй по величине экономикой мира. Небоскребы крупных городов Китая уже затмевают небоскрёбы США, Китай бьет рекорды по скорости появления долларовых миллиардеров. Китайское городское население ощущает на себе достижения экономического роста: комфортное жилье и автомобили, своевременная медицинская помощь, возможность получения образования в лучших ВУЗах мира. Давайте возьмем другую экономику – Кубу. На протяжении последних 30 лет средний темп роста этой экономики составил 0%, то есть экономика не росла вообще. Популярными автомобилями на Кубе являются «Жигули» и «Волга», завезеные еще в 1960е годы из Советского Союза. На Кубе нет небоскрёбов, население живет в малоэтажных, как правило, одноэтажных домах, также построенных очень давно. Одним словом, за последние 30 лет в уровне жизни среднего кубинца мало что поменялось. Почему одни экономики походи на Китай, а другие на Кубу? Почему например, Россия, за весь XX век не смогла вырваться вперед, но также и не отстала? Подобными вопросами долгосрочного роста задается макроэкономика.

Почему экономики флуктуируют? Другими словами, почему существуют экономические циклы, сопровождаемые подъемами и рецессиями?
В современной России было два периода достаточно бурного роста: 1994-1997 годы и 2004-2007 годы, за которыми следовали жестокие кризисы 1998 года и 2008 года. Экономика США быстро росла в 1990е годы, затем после рецессии начала 2000-х последовал новый период роста, после чего крупнейшая в мире экономика сильно «споткнулась» во время кризиса 2007-2008 года. Сейчас экономика США, похоже, вновь набирает обороты, тогда как экономика России по итогам 2014 года, по всей видимости, покажет нулевой рост. Почему экономики мира испытывают взлеты и падения в краткосрочном периоде? Что является причиной циклов, нужно ли сглаживать подъемы и бороться с рецессиями? Этими вопросами также занимается макроэкономика.

Почему существует инфляция? Иными словами, почему растут цены?
Сейчас в России инфляция составляет порядка 10% в год, плюс-минус, и на протяжении последних 20 лет она не опускалась ниже этого показателя. Россия считается одной из наиболее инфляционных экономик мира. Среди развивающихся стран инфляция выше только в Аргентине (если не брать Зимбабве, где инфляция оставляет тысячи процентов в год, но эту африканскую страну пока что трудно причислить к развивающимся). В начале 1990х в России наблюдалась инфляция, измеряемая сотнями процентов в год, что создавало массу неудобств людям и фирмам, которые не могли планировать долгосрочные и среднесрочные решения. Надо сказать, что консенсусным мнением экономистов сегодня является то, что они научились понимать природу инфляции и бороться с ней. В развитых странах инфляция не является проблемой уже пару десятилетий.

Почему существует безработица и как с ней бороться?
Современная экономическая наука говорит о том, что необходимо различать несколько видов безработицы в зависимости от причин ее появления. Среди этих видов есть такие, которые присущи экономике в силу «естественных» причин – потому что люди взаимодействуют при наличии экономических «сил трения» в виде несовершенства информации и так далее, и что с этими видами безработицы бесполезно бороться привычными методами. Однако безработица достигает внушительных размеров при масштабных кризисах, что неприятно для любого правительства: это грозит социальными беспорядками и волнениями. На вопросы, с какими видами безработицы нужно бороться, и как это сделать, также отвечает макроэкономика.

Каким образом стоит проводить стабилизационную экономическую политику?
На текущий момент у правительств есть два основных способа проведения макроэкономической политики с целью воздействия на экономику в краткосрочном периоде: денежная и бюджетная политики. Макроэкономические исследования и предлагаемые макроэкономические теории становятся основой для проведения стабилизационной политики (по крайней мере, так происходит в развитых экономиках). Быстрый выход развитых экономик из кризиса 2008 года, который грозил перерасти в новую Великую Депрессию, стал возможен благодаря своевременному проведению стабилизационной политики, а она как раз опиралась на новейшие макроэкономические исследования.

Вопросы мировой торговли. Каким образом торговые и финансовые взаимодействия экономики с другими странами влияют на ее благосостояние?
Например, Россия является выраженной экспортной экономикой, одним из крупнейших мировых экспортеров нефти. В то же время, финансовая система России является локальной, плохо встроенной в мировую финансовую систему. В том числе в результате этого во время бума цен на нефть во время 2005-2008 годах в экономике России произошли перекосы, которые усилили кризис 2008 года.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МАКРОЭКОНОМИКИ: РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ КРАТКОСРОЧНЫМ И ДОЛГОСРОЧНЫМ ПЕРИОДОМ

Очень важная начальная макроэкономическая идея: различие между долгосрочным и краткосрочным периодом. Иными словами, различие между трендом и циклическими колебаниями.

Как устроена любая теория? В ней введены концепции, а потом с помощью математического аппарата сделаны выводы, которые изначально не были очевидными. Можно сказать, что в этом и есть польза науки. Наука позволяет думать и говорить об окружающих явлениях определенным образом, а результаты науки оказываются нам полезными. Какие-то научные концепции оказываются удивительно полезными и долгоживущими, какие-то концепции быстро забываются и умирают. Могу привести пример. Одной из ранних концепций в физике стала гравитация Исаака Ньютона, одной из самых замечательных общенаучных концепций XX века стала информация, обе они принесли огромную пользу в нашем понимании устройства вещей во Вселенной.

Если говорить про макроэкономику, то одной из самых замечательных концепций стали долгосрочный и краткосрочный периоды. Эти концепции настолько важны в текущей макроэкономике, что различие между трендом и циклом лучше понять и прочувствовать еще со школьных лет.
Тренд – это долгосрочная экономическая тенденция. В длинной исторической перспективе она положительна практически для любой экономики мира. То есть тренд – это долгосрочный экономический рост.
Цикл – это краткосрочные колебания экономики вокруг долгосрочного тренда.

Несмотря на кажущуюся простоту этих идей, профессиональные экономисты-ученые научились их различать относительно недавно, несколько десятков лет назад. А чиновники, формирующие экономическую политику, нередко путали и продолжают тренд и цикл, в результате чего принимаемые меры не достигают предполагаемого эффекта. На страницах данного пособия мы рассмотрим наиболее вопиющие случаи путаницы тренда и цикла на примере экономической политики США и России.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью