Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

3.3 Долгосрочный экономический рост

Мы уже упоминали, что многие экономисты, в том числе Нобелевский лауреат Роберт Лукас, были очарованы загадкой экономического роста. В течение XX века одни страны (такие как США, некоторые страны Европы) оказались способны поддерживать достаточно стабильные темпы экономического роста, некоторые страны (Китай, Сингапур и другие «азиатские тигры») совершили резкий рывок во второй половине века, в то время как некоторые страны (Куба, многие страны Африки) имели практически нулевой темп экономического роста. В результате уровень жизни среднего гражданина этих стран резко различается. Некоторые страны давно забыли про голод и эпидемии, в то время как в других люди умирают от нехватки еды и свежей воды, и свыше четверти взрослого населения больны СПИДом (например, Свазиленд). Многие экономисты задумывались над вопросами, что заставляет одни экономики расти двузначными темпами, и почему другие экономики стоят на месте десятилетиями? На текущий момент насчитывается несколько десятков теорий экономического роста, некоторые из которых отвечают на загадку экономического роста достаточно убедительно. В данном пособии мы вкратце коснемся одной из них – теории экономического роста Роберта Солоу, также Нобелевского лауреата.

И Россия (большую часть XX века бывшая Советским Союзом), и США испытывали мощные потрясения и подъемы в XX веке. Но спады (экономический аналог этого слова – рецессии) были более частым явлением для России (Экономика СССР пережила мощный спад после революции, во время Второй Мировой войны и после развала СССР, в то время как экономика США пережила одну глубокую рецессию – Великую Депрессию 1929-1933 годов), а подъемы в США были более сильными и продолжительными. В результате, на текущий момент уровень жизни граждан России составляет примерно 30% от уровня жизни граждан США (измеренному по валовому продукту на душу населения), и в течение XX века он никогда не превышал этого значения.

Динамика реального ВВП США и СССР+Россия1900-2014



Мы видим, что ВВП США демонстрирует безудержный рост на протяжении XX века, и даже Великая Депрессия начала 1930х годов не так заметна на этом графике. Все рецессии на этом графике являются небольшими остановками перед следующим периодом сильного роста. График ВВП СССР и России выглядит по-другому: спады уже более значимым, а общий фон роста не такой выраженный.
Экономистам обычно не нравится работать с такими графиками, потому что они не отражают изменения ВВП в процентах. Например, чтобы ВВП вырос на 10% с уровня 1000, нужно его увеличение на 100, но чтобы ВВП вырос на 10% уровня 10000, нужно его увеличение на 1000. Поэтому в экономике обычно используются графики ВВП в логарифмических координатах (изменения которых ведут себя примерно как изменения в процентах)

Рост реального ВВП США и СССР+Россия в логарифмических координатах



Мы видим, что ВВП США в логарифмических координатах растет практически монотонно средним темпом 2% в год. Для ВВП России такой монотонности нет.

Динамика ВВП на душу населения США



ВВП на душу населения (который является популярным индексом уровня жизни), в России всегда находился и находится под этим показателем для США. Было всего лишь три исторических периода, когда ВВП на душу населения России приближался к 1/3 ВВП на душу населения США, и сейчас (в 2014 году) мы переживаем один из этих периодов.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью