џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

О данном пособии

Что такое экономика и для чего ее нужно изучать? Данный вопрос мне задают многие родители, дети которых собираются поступать в экономические университеты. Если отвечать коротко, то экономика - это наука, изучающая, как люди взаимодействуют друг с другом (английский перевод этого значения – economics, экономика как наука), а изучать ее нужно потому, что жизнь успешного современного (а тем более будущего) человека трудно представить, если он не обладает базовыми экономическими знаниями. Словом «экономика» также обозначают всю хозяйственную активность, которая имеет место в данном государстве (английский перевод этого значения – economy, экономика как хозяйство), а изучать эту сторону экономики нужно потому, что все мы являемся частью этой хозяйственной активности.

В данном пособии собран опыт моей 10-летней частной репетиторской практики. В 2003 году я начал заниматься с абитуриентами с того, что помогал им готовиться к всероссийской олимпиаде по экономике. В то время эти уроки заключались, в основном, в решении достаточно стилизованных задач. Позже пришло понимание того, что решение численных примеров, хоть и является необходимым (а часто и достаточным) навыком для победы в экономических олимпиадах, все же это – достаточно локальная задача. Более широкой задачей является знакомство абитуриента с современными экономическими проблемами, методами экономических исследований, и, конечно же, связью экономических концептов и повседневной жизни. На текущий момент абитуриенту может показаться, что решение стилизованных задачек занимает много места в правильно построенном курсе экономикс. Достаточно ознакомиться с одним из лучших в мире вводных учебников по экономикс авторов Г. Менькю и Тейлора, чтобы понять, что это не так. Этот учебник практически не содержит формул и расчетных задач, зато он отлично структурирован, в нем приведено множество иллюстраций, кейсов и примеров из повседневной жизни. В этом учебнике нет разбора специальных трудных задач, зато приведено беглое знакомство с такими феноменами и областями, как моральный риск, ассиметричная информация, теория игр, политическая экономика. Одним словом, после подобного курса экономикс школьник будет более способным посмотреть на мир глазами экономиста, чем просто после решения сложных задач.

Целью данного пособия является структурная подготовка абитуриента к экономическим олимпиадам. И решение задач, в том числе достаточно трудных, занимает много места и здесь. К каждой главе Вы найдете сборник заданий, разделенных на уровни сложности. Но разбор задач в этом пособии - это не главное. Намного важнее – это знакомство абитуриента с понятиями, составляющими ядро современного экономического анализа, и иллюстрация этих понятий на практических кейсах и примерах из повседневной жизни. Надев очки экономиста, мы попытаемся ответить на многие повседневные вопросы: почему Вы оставляете чаевые, почему топ-менеджеры получают многомиллионные бонусы, как измерить теневой сектор экономики, почему люди берут кредиты, как можно измерить стоимость человеческой жизни, почему происходят кризисы.

Данное пособие ориентировано не только на комплексную подготовку к экономическим олимпиадам, но и на подготовку к прохождению университетских курсов микро-, макроэкономики и институциональной экономики. В пособии широко представлена теория экономикс, приведены эвристики (то есть быстрые методы) решения типовых заданий, а также даны задачи (количественные и качественные) для самостоятельного решения. Мне хотелось бы, чтобы после прохождения абитуриентского курса экономики учащийся мог не только хорошо решать равновесные и оптимизационные задачи, но и почувствовал структуру и красоту экономики, научился определять границы применяемости моделей, проводить параллели между модельными и реальными ситуациями. Удивительно, почему современные учебники по экономике для школьников обращают так мало внимания на игровое взаимодействие участников, теорию стимулов, анализ затраты-выгоды, ассиметричную информацию, моральный риск и недобросовестное поведение. Перечисленные концепции составляют ядро современного экономического анализа и могут вполне преподаваться абитуриентам на элементарном уровне наряду с теорией поведения фирмы и методами подсчета ВВП.

И еще одно предостережение абитуриентам: не пытайтесь учить экономику путем заучивания формул и способов их применения. Это не экономика. У каждой формулы есть логическое обоснование, помня которое вы сможете без труда вывести любую формулу за 1-2 минуты. Вместо этого попытайтесь уловить суть работы экономиста, понять, чем отличается взгляд на мир экономиста от обывательского взгляда.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью