Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Экономические олимпиады

Большинство заданий экономических олимпиад в России до недавнего времени было построено так: предлагается найти изящное решение оптимизационной или равновесной задачи, вспомнив про набор исходных аксиом и применив логические правила. Например, предлагается построить кривую предложения конкурентной фирмы. Тут нужно вспомнить базовые аксиомы: фирма максимизирует прибыль и не имеет рыночной власти. Далее нужно вспомнить правила вывода кривой предложения: это место точек, максимизирующих прибыль фирмы. И после этого нужно приступать к поиску этих точек, вооружившись математическими методами. Обычно математика подобных задач предполагает активное использование производных: часто первой и реже второй.

В других задачах нужно умелым образом скомбинировать логические правила работы с экономическими переменными: построение общего спроса или предложения, нахождение равновесия фирмы на различных рыночных структурах, построение кривых торговых возможностей, расчет коэффициента Джини.

Почему решение задач занимает столько места в олимпиадах по экономике? Ответ не совсем очевиден. Ведь экономика это далеко не решение задач, а попытка разобраться в сложности взаимоотношений между людьми и улучшить жизнь каждого из нас. Работа экономиста – это постановка и проверка гипотез, а потом выработка практических рекомендаций на основе их. Но провести подобное полноценное исследование – это невозможная задача для школьника, который ограничен двумя-тремя часами написания олимпиады. Тем не менее, выявить наиболее подготовленных и талантливых необходимо. Сейчас олимпиады по экономике – в основном, проверка навыков применения разнообразных логических правил в рамках поставленной задачи. Для того, чтобы решить такое задание, учащемуся требуется произвести несколько изящных логических выводов, и далее решить систему линейных уравнений или оптимизационную задачу от одной или нескольких переменных. Предполагается, что потенциальный победитель олимпиады отлично ориентируется в базовых экономических правилах и умеет строить логические цепочки. Данные навыки, безусловно, важны, но это далеко не вся экономика. От реального экономиста, скорее, могут понадобиться навыки выбора определенной экономической теории для проведения исследования, формулирования гипотезы, сбора и анализа релевантной информации, а затем тестирования гипотезы на реальных данных и интерпретация результатов. Какие задания, затрагивающие эти навыки, могут быть предложены абитуриентам? Отличной традицией является написание экономического эссе. До сих пор эссе давалось в таком виде: участнику олимпиады предлагался отрывок из газеты или журнала, и далее предлагалось ответить на ряд вопросов по предложенному плану, опираясь на материал статьи. При выполнения такого задания проверяется и навык работы с информацией, и навык применения теоретических конструкций к реальным данным.

Но возможны и другие форматы эссе, которые пока что мало популярны. Например, приводится статья журналиста или публициста, содержащая взгляды и выводы, несогласующиеся с точкой зрения экономистов, а абитуриенту предлагается найти ошибки и проанализировать их. Или же например, даются две статьи схожей тематики: одна журналиста, и другая профессионального экономиста. Абитуриенту предлагается план вопросов, при ответе на которые он должен сопоставить научную и обывательскую точки зрения. Или же: абитуриенту дается статья, в которой обозначена определенная ситуация взаимодействия агентов. Предлагается построить модель данного взаимодействия и представить модельное решение данной ситуации.

Еще одним типом заданий, уже больше встречающимся в олимпиадах, является открытый вопрос. Учащемуся предлагается проанализировать событие из реальной хозяйственной жизни, порой даже повседневно-бытовое (например, процесс дачи чаевых в ресторане) с экономической точки зрения, объяснить мотивы участников и возможные последствия с точки зрения экономических терминов и моделей.

Особое место в задачах по экономике могут занимать игры. Это так называемые задачи на взаимодействие агентов. Классическим примером является дилемма заключенного, где результат игры – срок наказания – зависит не только от собственного поведения, но и от поведения другого агента. При решении этих задач от абитуриента понадобится базовое знание теории игр.

Эти типы заданий могли бы подчеркнуть, что экономика – это общественная наука (хотя при этом, самая точная из общественных наук). До сих пор у абитуриентов, готовящихся к олимпиадам, складывается ложное ощущение, что экономика, наоборот, точная и автоматизированная наука, а решение оптимизационных равновесных задач занимает значимую часть в занятиях экономикой.

Хотелось бы, чтобы со временем перечисленные типы заданий все больше встречались бы в экономических олимпиадах.


ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью