Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте предоставлены лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.1 Что такое экономика.

Я предполагаю, что многие из вас, когда слышат слово «экономика» вспоминают что-то про ведение хозяйства, денежные отношения или что-то в этом роде. Нужно понять главное: экономика – это взаимоотношения между людьми, каждый из которых преследует какие-то свои цели в мире ограничений. А экономика как наука – это модельное описание взаимодействий между людьми.

В англоязычной литературе Вы встретите два перевода слова «экономика» - economics и economy . Economics в самом общем смысле - наука о том, как люди принимают решения в условиях ограниченных ресурсов. Или еще одно определение: экономика это наука о том, как люди реагируют на стимулы. Все это одно и то же.

Главное в экономике – это человек, принимающий решения. Фирмы, государство, рынки – это все люди, которые взаимодействуют друг с другом. Вы, наверное, хорошо знакомы с такими экономическими концепциями как спрос и предложение. Но если подумать, то это всего лишь идеи, которые нужны для описание взаимодействия между людьми. Люди, делающие выбор, - это главное в экономике. Если подумать, то и фирмы, и государство - это опять же люди, которые взаимодействуют по определенным правилам. Вначале эти правила были достаточно простыми. Денег не было, а был бартер. Торговля тоже почти не велась, а круг потребляемых благ был узким. Но потом отношения между людьми стали усложняться. Почему? Потому что человек обладает интеллектом, и все время придумывает механизмы, которые облегчают ему существование. В результате этого родилось фантастическое количество форм отношений между людьми: торговля, денежные отношения, корпоративные отношения, экономические институты, игровые равновесия. Появились товарные потоки, деньги, банки, фондовые биржи, транснациональные корпорации, валютные системы, сложные контракты, производные финансовые инструменты. Все это образует хозяйственную систему (economy), которая постоянно усложняется.

Как и другие науки, экономика пытается понять, как устроен мир вокруг нас с вами. Вернее, определённая часть этого мира – взаимодействия между людьми, каждый из которых принимает решения в условиях ограниченных ресурсов. В каждой науке существуют так называемые «концепты». Это не что иное, как полезные идеи для описания явлений окружающего мира. В физике такими концептами являются, например, силы. Такие, как сила тяготения. Это понятие позволяет более осмысленно рассуждать о поведении объектов в окружающей нас вселенной и формулировать теории. Также и в экономике. Один из наиболее удачных концептов в экономике – это идеи спроса и предложения. Заметьте, что спроса и предложения нет в действительности. Есть люди, принимающие решения. А спрос и предложения – это всего лишь идеи, которые удобны для анализа происходящих вещей. Это всего лишь продуманная концепция, но она оказалась настолько удачной, что многие люди применяют ее для рассуждений и на бытовом уровне, а не только в научной дискуссии.

Экономика как наука родилась после того, как люди начали задумываться об устройстве хозяйственных систем, которые формировались в основном стихийным образом. Например, когда сформировалась такая устойчивая форма отношений, как домашнее хозяйство, древнегреческие философы задумались о повышении ее эффективности. Родилось понятие oikonomos, что означает «ведение домашнего хозяйства», от которого произошло современное слово «экономика». Первые экономические отношения появились, когда люди столкнулись с необходимостью принятия решений, которые обеспечивали эффективное ведение домашнего хозяйства при наличии ограниченных ресурсов.

Далее, когда общественные отношения усложнились, появились торговые отношения и деньги, мыслители стали задумываться о природе этих отношений. Сейчас бы их назвали первыми экономистами, а в то время они были политическими философами. Считается, что первой системной экономической работой стало «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита (1776 год). В этом трактате ученый задает вопрос, как работает стихийный механизм распределения ресурсов. Адам Смит, также как и многие последующие экономисты был очарован слаженной работой рынков и цен, когда множество участников, каждый со своими эгоистическими интересами, встречаются на рынке, и взаимодействуя, поразительным образом достигают равновесия, при котором желание каждого участника удовлетворяется. Смит был так поражен работой этого механизма, что назвал его «невидимой рукой рынка». Это понятие стало одной из первых экономических концепций. С тех пор экономика проделала огромный путь, но идея невидимой руки рынка, уже модифицированная, лежат в основе многих современных экономических теорий.

Экономика возникла в ответ на желание понять взаимодействие людей, складывающееся в процессе достижения их целей при ограниченных ресурсах. Отношения между людьми не стоят на месте, а постоянно развиваются. В каждый момент времени люди изобретают новые формы взаимодействий, которые им удобны и которые помогают более эффективно достигать поставленных целей. Например, еще 20 лет назад не было сложных производных финансовых контрактов, неконтролируемый рост обращения которых стал одной из причин кризиса 2008 года. Еще 10 лет назад не было возможности беспрепятственно обмениваться мнениями через интернет с тысячами друзей, что стало возможным после появления социальных сетей. Между тем, эти новые явления стали частью экономических отношений между людьми, и анализируются современными экономистами.

Итак, экономика изучает, как люди выстраивают хозяйственные отношения друг с другом. Или говоря более подробно, как они реагируют на стимулы и как они изобретают новые правила и формы взаимодействий, пытаясь достичь поставленных целей в условиях ограниченности ресурсов. Какие взаимодействия изучает экономика? Наверное, не все, а только хозяйственные. Тогда уместно спросить, в чем отличие хозяйственных взаимодействий от нехозяйственных? Можно сказать, что хозяйственные отношения связаны с распределением ограниченных ресурсов. Например, я и мой коллега переписываемся по электронной почте, сидя в офисе. Это хозяйственный процесс. Мы оба имеем трудовой контракт с фирмой, понимаем свои рабочие обязанности, и ведем переписку, потому что каждый из нас имеет свои цели как сотрудник компании. Компания имеет цель извлечь прибыль, определенным образом скомбинировав ограниченные ресурсы для производства и продажи определенного товара или услуги. Но если я веду переписку с тем же человеком, уже в качестве своего друга, сидя перед домашним компьютером, это уже не экономические отношения, потому что они имеют существенно меньше признаков хозяйственного процесса. Хотя в этих двух случаях внешне мы производим одинаковые действия: сидим перед компьютером и стучим по клавишам. Но одна ситуация рассматривается экономикой, а другая нет.

На самом деле приведенные выше рассуждения являются не совсем верными. Экономические модели претендуют на то, чтобы смоделировать поведение человека, а об этом на текущий момент известно не так много. На самом деле провести грань между хозяйственными и нехозяйственными отношениями становится все труднее, и экономисты начинают распространять свой анализ на проблемы брака, воспитания детей (можно вспомнить работы Гарри Беккера) и психологические аспекты поведения человека (работы Даниэля Канемана и Амоса Тверски). Так что вполне возможно, что скоро упомянутая переписка с другом может быть также рассмотрена как экономический феномен. В XX веке множество выдающихся экономических результатов было получено при анализе проблем изначально неэкономических отраслей: юриспруденции (теорема Коуза о том, что стороны сами смогут прийти к эффективному решению вне зависимости от решения суда – была бы у них возможность легко и без издержек проводить переговоры), политики (теорема Эрроу о том, что не существует демократической системы голосования, которая бы учитывала все индивидуальные предпочтения), психологии (упомянутые исследования проявлений нерационального поведения Д. Канемана и А. Тверски).

Показать более подробно об исследованиях Д. Канемана

В 2002 году Даниэль Канеман и Амос Тверски получили Нобелевскую премию по экономике за исследования иррационального поведения людей. Рациональность человека - это такое же допущение в экономике, как газ без сил трения в модели идеального газа в физике. Допущение о рациональности позволяет предсказывать поведение человека, а значит, строить экономические модели. Рациональным считается человек, который анализирует всю имеющуюся у него информацию и выбирает лучшую для себя альтернативу.
Канеман показал, что в ряде случаев поведение человека нельзя считать рациональным, и с помощью многочисленны экспериментов выявил эти случаи. Например, теперь известно что человек расстраивается от потерь больше, чем получает радости от сопоставимого выигрыша. Если человека поставить перед выбором: получить гарантированно 10 рублей, или сыграть в игру: +30 рублей с вероятностью 50% или -10 рублей с вероятностью 50%, то большинство людей выберет гарантированный вариант. Хотя с точки зрения рационального экономического поведения это одно и то же.
Данные исследования положили начало новой большой области - поведенческой экономики. Мы расскажем более подробно об ее достижениях в следующих главах.





Важно понимать, что задача экономики – это не просто объяснить, как взаимодействуют люди в процессе достижения хозяйственных целей, а сделать лучше жизнь каждого человека. Высокий уровень благосостояния в развитых странах, низкие уровни бедности и преступности в них стали возможными во многом благодаря тому, что политики последовательно применяли результаты передовых экономических исследований.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью