џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.4 Структура экономики

Экономика состоит из множества экономический теорий, часто конкурирующих друг с другом. Конкурентная экономическая теория - это определённая программа, с которой экономисты подходят к анализу поведения людей. Каждая экономическая теория устанавливает связи между математикой и экономическими концептами определенным образом. Существует множество экономических теорий, которые охватывают множество явлений. Более того, для одного экономического явления может существовать множество альтернативных теорий. Например, в настоящий момент существует около двух десятков теорий экономического роста.

Конечно же, экономическая теория только выигрывает, когда она может описать максимально широкий диапазон взаимодействий из реального мира. Но взаимодействия между людьми являются такими сложными (и эта сложность постоянно растет), что на текущий момент не существует единой экономической теории, описывающей все явления. Экономикс описывает поведение экономических агентов и развитие экономики государства, опуская за рамки многие аспекты реальных отношений между людьми. Другие экономические дисциплины концентрируются на более детальных аспектах. Например, пространственная экономика концентрируется на влиянии географической близости или удаленности агентов на экономические отношения. Экономика труда концентрируется на отношениях, складывающихся в рамках трудовых контрактов. Прикладные дисциплины, такие как менеджмент, маркетинг или бухгалтерский учет, концентрируются на других деталях эконмических отношений, имеющих прикладной характер. Между этими теориями часто отсутствует внутреннее единство, результаты одной дисциплины не используются в другой, одни и те же явления по-разному рассматриваются в разных дисциплинах. Например, в данном пособии мы увидим, что экономист и бухгалтер по-разному воспринимают и считают прибыль фирмы. Это еще раз подтверждает, что взаимодействие между людьми является слишком сложным, чтобы поместить все его оттенки в рамки единой теории. Единой экономической теории «всего на свете» не существует1. Часто несоответствие между различными экономическими теориями приводит к концептуальным проблемам. Важная часть занятий экономикой - это умение перепрыгивать с одной экономической теории на другую. То есть экономисты, говоря о таких специальных вещах, как мультипликаторы фискальной политики или инфляционном таргетировании, точно понимают, в рамках какой теории они находятся. Математика обладает единством благодаря логическим связям между различными теориями. В экономике такой связи нет. Можно считать, что единство экономики заключается в том, что она пытается описать единый мир взаимодействий, в котором живем мы с вами.


1  Точно также не существует единой физической теории, описывающей все наблюдаемые физические явления. В физике ученые имею дело, по крайней мере, с двумя теориями: классической механикой, подходящей для описания взаимодействия больших тел, и квантовой механикой, подходящей для описания взаимодействия атомных и субатомных частиц.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью