Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.7 Как экономисты проводят исследования

Работа экономиста заключается в том, чтобы смотреть на вопросы именно в таком ключе, выдвигать гипотезы, а затем тестировать их на реальных данных. Проводя анализ, экономист должен пройти три стандартных этапа экономического исследования:

  1. сформулировать предпосылки, в рамках которых он будет рассматривать проблему (например, люди рациональны или люди реагируют на стимулы)
  2. путем логических следствий из этих предпосылок и базовых аксиом сформулировать гипотезу (например, человек может начать ездить более быстро, потому что цена быстрой езды - риск разбиться насмерть - снижается при использовании ремня безопасности)
  3. протестировать эти гипотезы на реальных данных, то есть сопоставить их с наблюдениями реальных экономических переменных.
Больше всего проблем появляется на третьем этапе, потому что нужные данные не так легко получить плюс их нужно очистить от влияния других переменных и шумов. Для этого экономисты пользуются изощренными методами эконометрики, и тут у экономиста возникает поле для творческого подхода. Нередко бывает так, что тестируя гипотезы на одних и тех же данных с помощью разных методов, ученый приходит к противоположным выводам. Показателен пример, когда разными экономистами в США проводились тесты гипотезы о снижении тяжких преступлений в ответ на введение смертной казни. Выводы были противоположными.

Исследования, подобные вышеописанному, составляют позитивный экономический анализ. Эта часть экономики занимается изучением наблюдаемых явлений с помощью научного метода.

Позитивный экономический анализ – научное изучение наблюдаемых хозяйственных процессов.

Когда подобные исследования произведены, то настает время для интерпретации полученных выводов и выработке экономических рекомендаций. Например, когда установлено, что введение ремней безопасности может снизить смертность при дорожных происшествиях, что нужно сделать законодателям? Существует много вариантов: можно законодательно обязать все автомобильные компании выпускать автомобили с ремнями безопасности, и это легко проконтролировать. Также можно законодательно обязать всех водителей использовать ремни безопасности, но контролировать это практически невозможно. В таком случае необходимо ввести систему штрафов за неиспользование ремней безопасности. Должны ли быть штрафы большими или маленькими? Как Вы видите, за одними вопросами следуют другие, и все они лежат в выработке рекомендаций.

Выработка рекомендаций также является частью занятий экономикой, и называется она нормативным анализом.

Нормативный экономический анализ – это выработка практических рекомендаций на основе произведенных научных исследований. Это положения, предписывающие, как должно быть.

Если позитивная часть экономики изучает мир таким, какой он есть, то нормативная часть экономики занимается улучшением мира вокруг нас. Изучив факты, мы можем принять или опровергнуть позитивное экономическое суждение. Для оценки нормативного экономического суждения одних фактов недостаточно, тут нужно задействовать нашу систему этических ценностей и политические взгляды. Например, «доходы в обществе распределены неравномерно» является позитивным суждением. А суждение «доходы в обществе должны быть распределены более справедливо» является нормативным суждением. Что такое справедливость с точки зрения экономики? Однозначного ответа у экономистов нет. Как вы узнаете из данного пособия, у экономистов есть, по крайней мере, три разных взгляда на понятие справедливости. Поэтому решения проблемы неравномерного распределения доходов в обществе уже могут быть решены как минимум с трех разных позиций. Экономика может предложить пути решения, а окончательный выбор делают политики или мы сами.

Оценку возможных решений экономисты производят с помощью анализа «затраты-выгоды». Суть этого анализа проста: действия предпринимаются только тогда, когда выгодны от них превышают издержки. Большинство экономистов соглашаются, что принимаемые решения нужно оценивать именно таким образом. Работу данного принципа можно проиллюстрировать на такой проблеме, как загрязнение окружающей среды. Должно ли общество стремиться к полному сокращению всех вредных промышленных выбросов. Экологи ответят, что, безусловно, да. Экономисты ответят, что сокращение выбросов оправдано до тех пор, пока сопутствующие выгоды превышают сопутствующие издержки. Следуя логике экологов, в самом крайнем варианте мы были бы должны отказаться от привычной для нас одежды, езды на автомобилях, а также от большей части продуктов питания. Вряд ли общество и потребители согласны пойти на такие жертвы ради полного сокращения загрязнения окружающей среды. Другим примером работы принципа «издержки-выгоды» является строительство автострады, пролегающей через лесные массивы. Множество дискуссий возникло при обсуждении строительства автострады «Москва – Санкт-Петербург», пролегающей через Химкинский лес. Нужно ли строить подобную автостраду? Экономисты попробуют оценить выгоды для жителей Москвы и Санкт-Петербурга от наличия скоростного шоссе, соединяющего эти два города, а также издержки для жителей Химок (город в Подмосковье), заключающиеся в шуме от дороги и более грязном воздухе. Если выгоды превышают издержки, то строительство автострады, в принципе, оправдано с точки зрения общества.

Показать вопрос на понимание концепции

В рамках анализа «издержки-выгоды» может быть объяснено множество явлений вокруг нас, которые, казалось бы, не поддаются обывательской логике. Попробуйте ответить на вопрос: почему, когда вы покупаете ноутбук, на нем уже установлено лицензионное программное обеспечение, которое Вам предлагается «бесплатно»?





Вспомним одно из основных положений экономического анализа: люди реагируют на стимулы. Однозначных ответов у экономистов нет и потому, что люди могут по-разному реагировать на вводимые стимулы. Например, экономические модели, релевантные для экономике США, мало подходят для анализа экономического поведения людей в Японии, потому что ментальность людей, а значит и реакции на стимулы, оказываются очень разными. Сокращение размера и срока пособия по безработице может стимулировать человека к более активным поиска работы в США, а в Японии может привести к росту числа отчаявшихся людей и самоубийств. Таким образом, идеи экономистов, которые хороши здесь и сейчас, не будут обязательно хорошими при изменении географии или времени их применения.

Тем не менее, в ряде вопросов экономисты практически едины. Это обеспечение прав собственности и условий свободной работы рыночного механизма, создание правильных стимулов для фирм и домохозяйств, обеспечение работы экономических институтов.

Экономические институты – это формальные и неформальные правила хозяйственного взаимодействия людей. Например, трудовые отношения являются формальным институтом. Трудовой контракт описывает многие, пусть и не все, особенности Ваших отношений с работодателем. Неформальным институтом является очередь. Ни в одном законе не написано, что приходя в магазин, вы должны встать в конец очереди из покупателей. Тем не менее, Вы делает именно это, когда видите множество желающих купить товар, и соблюдаете правила очереди. Эконмические институты являются настолько важными при функционировании эконмических систем, что их изучением занимается такое направление экономического анализа, как институциональная экономика.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью