џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

На сайте приведены избранные задания. Все задания к главе с ответами доступны в полной версии данного пособия, которую я использую на занятиях с моими учениками.

Вопросы к главе

  1. Почему молодым людям нужно изучать экономику?

  2. Люди издавна пользуются картами. Карты это упрощенное представление реальности, которое помогает нам ориентироваться в пространстве. Представления древних о пространстве вокруг людей эволюционировали, и за ними менялись и карты. Карты средних веков у нас могут вызвать даже улыбку – достаточно вспомнить, что на некоторых картах земля изображалась как поверхность, стоящая на спинах трех черепах. Тем не менее, даже такие карты помогали путешественникам перемещаться по земле, а когда они накапливали новый опыт, они отражали его в новых, усовершенствованных картах. Таким образом люди пришли к привычным картам с океанами и континентами, используемыми сегодня.
    Проведите аналогии между указанным процессом эволюции картографии и эволюцией экономических знаний.

  3. Что такое теория в экономике? Почему теорию можно опровергнуть, но нельзя доказать с помощью наблюдений за окружающим миром?

  4. Как экономисты строят модели? Какие два подхода к построению экономических моделей можно выделить?

  5. Опишите суть проблемы индукции (она же проблема «черного лебедя»). Попробуйте привести пример индуктивного знания из вашей жизни.

  6. Почему в экономической науке существует так много теоретических и прикладных дисциплин? Назовите некоторые теоретические и прикладные дисциплины и обозначьте, чем они занимаются. В рамках какой дисциплины хотели бы работать Вы?

  7. Люди реагируют на стимулы. Это один из основных фактов в экономической науке. Приведите несколько примеров, как стимулы государства, школы или Ваших родителей изменили Ваше поведение.

  8. Во многих развитых странах во время роста цен на недвижимость власти стали вводить ограничения на максимально возможную арендную плату за квартиру. Это было сделано для защиты интересов нанимателей жилья. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте подумать, к каким последствиям это могло привести? Подсказка: вспомните, что арендодатели также имеют собственные экономические интересы и могут менять свое экономическое поведение. Эффективной ли оказалась данная мера?

  9. Как известно, компании стараются контролировать своих работников. В ряде корпораций, особенно это популярно в Германии, введен жесткий контроль времени пребывания на рабочем месте. Например, в корпорации BMW специальное устройство отмечает время прихода каждого сотрудника на работу, а также его время его отсутствия на рабочем месте. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте аргументировать, почему такая система контроля сотрудников может быть неэффективной?

  10. Американская корпорация Google выделяет один день в неделю для сотрудников для занятий «собственными проектами». Кроме того, для сотрудников установлен практический свободный график посещения офиса. При этом корпорация Google дает возможность финансирования идей своих сотрудников. Например, программист Google может получить грант от компании на претворение в жизнь собственной идеи написания приложения или создания интернет-сервиса. Используя теорию реакции на стимулы, попробуйте порассуждать, чего хочет добиться корпорация Google от своих сотрудников? Люди какого типа пойдут работать в такую компанию?

  11. С помощью теории реакции на стимулы, объясните, почему страховые случаи происходят чаще, когда страховая компания предлагает большее покрытие ущерба. Приведите не менее двух аргументов касающихся того, как застрахованные лица будут менять свое поведение.

  12. На рынке страхования страховые компании охотно предлагают так называемые страховые контракты с франшизой. Это означает, что ущерб до определенной суммы (эта сумма называется франшизой) покрывает сам покупатель. Используя теорию реакции людей на стимулы, объясните, почему такие полисы стоят иногда в разы дешевле, чем полисы без франшизы, даже если сумма покрытия риска покупателем совсем незначительна?

  13. Эффективность любых экономических решений можно произвести с помощью анализа «затраты-выгоды». В чем трудности проведения такого анализа и почему его результаты являются иногда ошибочными.

  14. Используя анализ «затраты-выгоды», покажите к каким экономическим последствиям может привести принятый в России (с 01 июня 2013 года) запрет на курение в общественных местах? Кто точно выиграет, а кто точно проиграет от этого закона?

  15. Используя анализ «затраты-выгоды», покажите, почему многие требования международной организации Greenpeace (организация защиты окружающей среды) являются экономически неоправданными? Как Вы думаете, одними или экономическими принципами должно руководствоваться общество при принятии таких решений?

  16. В чем различие между позитивным и нормативным экономическим анализом? Приведите по три примера позитивных и нормативных экономических суждений.

  17. Опишите работу рыночного и командного экономических механизмов. В чем основная причина того, что рыночный механизм более эффективно распределяет ресурсы?

  18. Почему экономисты могут давать разные, иногда даже противоположные, советы по решению определенной экономической проблемы?

  19. Отнесите перечисленные ниже экономические проблемы к области микроэкономики или макроэкономики:
    • Снижение цены на газ на европейском рынке привело к падению выручки газовых компаний.
    • Инфляция в Аргентине уничтожила покупательную способность сбережений местного населения.
    • 20-летний Александр выбирает между поступлением в магистратуру или работой в корпорации.
    • Попкорн в кинотеатре стоит дороже, чем в торговом центре.
    • Российские автопроизводители столкнулись с падением спроса населения на автомобили после кризиса 2008 года.
    • Российские власти задумываются о проведении мер по ослаблению реального курса рубля.
    • Ослабление курса рубля приводит к росту спроса зарубежных потребителей на нефть, добываемую в России.
    • Ваш сосед громко играет на электрогитаре, что мешает Вам сконцентрироваться и выполнить домашнее задание по экономике.
    • Студент Иван забыл проездной, и пытается проехать на троллейбусе зайцем.
    • Дефицит бюджета США превысил $1 трлн. долларов.
    • В 1930-годы уровень государственных расходов в США вырос с 10% до 30% ВВП.
  20. Почему компания Microsoft закрывает глаза на широкое распространение в России и других развивающихся странах пиратских копий Windows, тогда как в США использование Windows контролируется очень строго?

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью