џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

10.7 Отдача от масштаба

В долгосрочном периоде фирма может изменять все факторы производства. Таким образом, в долгосрочном периоде производственная функция является зависимостью от множества переменных.

Q = f(L, K, N, H, …)

Отдача от масштаба является характеристикой производственной функции в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба показывает как реагирует выпуск на одинаковое (кратное) изменение всех факторов.

Для измерения отдачи от масштаба необходимо изменить все используемые факторы в k раз и посмотреть, во сколько раз изменился выпуск.

Q1 = f(kL, kK, kN, kH, …) = a * Q0

То есть мы изменяем все факторы в k, и получаем, что выпуск изменился в a раз.

Соотношение множителей k и a определяет характер отдачи от масштаба.

Положительная отдача от масштаба наблюдается, когда a > k. Например, при увеличении всех факторов в 2 раза выпуск растет в три раза. Положительная отдача от масштаба может возникать вследствие того, что при увеличении объема применяемых факторов начинает проиходить их специализация на более узких участках. Например, за маркетинг и логистику отвечают разные группы менеджеров, использующие лучшие ноу-хау и знания в своей области. Также рост масштабов производства делает возможным использование сложного оборудования при производстве.

Положительная отдача от масштаба наблюдается в реальной жизни в ряде отраслей, производство благ в которых связано с наличием сложного и дорогостоящего оборудования. Например, это могут быть железнодорожные перевозки или городское водоснабжение. В этих отраслях существование одной крупной фирмы, реализующей положительный эффект масштаба, может более оправданным для общества, чем наличие конкурирующих более мелких фирм. Такая ситуация называется «естественной монополией», и с ней мы еще столкнемся далее.

Нулевая (постоянная) отдача от масштаба наблюдается, когда a = k. Например, при увеличении всех факторов в 2 раза выпуск растет в 2 раза. Постоянная отдача от масштаба наблюдается в тех производствах, где увеличение факторов приводит к примерно сопоставимому росту выпуска. Как правило, подобными рынками являются рынки услуг. Одна парикмахерская с пятью работниками может обслужить несколько десятков посетителей в день (предположим, 50). Если владелец парикмахерской захочет начать обслуживать 100 посетителей в день, ему потребуется открыть еще одну парикмахерскую и нанять еще 5 сотрудников.

Отрицательная отдача от масштаба наблюдается, когда a < k. Например, при увеличении всех факторов в 2 раза выпуск растет в полтора раза.

Отрицательная отдача от масштаба может наблюдаться в крупных организациях со сложной структурой, которые становятся плохо управляемыми для дальнейшем росте масштабов компании. Многие крупные фирмы в реальной жизни сталкиваются с убывающей отдачей от масштаба. Например, в 1960-е годы в США было модно заниматься объединением фирм и образованием конгломератов. Однако многие конгломераты стали настолько плохоуправляемыми, что столкнулись с финансовыми трудностями уже через несколько лет после образования, и в 1970-е годы в США прошла волна разделения крупных конгломератов на профильные компании.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью