Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

10.8 Бухгалтерские и экономические издержки

Существует много классификаций издержек фирмы. Нам важно разделение издержек на внешние (явные или бухгалтерские) и внутренние (неявные).

Явные (бухгалтерские) издержки – платежи внешним по отношению к данной фирме поставщикам ресурсов. Это заработная плата сотрудников фирмы, амортизационные отчисления на капитальное оборудование (позже мы рассмотрим это понятие подробнее), проценты по кредитам, затраты на сырье и материалы, аренда помещений и офисов.

Неявные (альтернативные) издержки – это альтернативные издержки ресурсов, принадлежащие самому предпринимателю. Ресурсами предпринимателя могут являть: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Поэтому к неявным издержкам обычно относят:

  1. Недополученную заработную плату (предприниматель мог бы пойти работать по найму, а не открывать дело)
  2. Недополученный процент (предприниматель мог бы не инвестировать денежные средства в запуск производства, а разместить их на депозите в банке)
  3. Недополученная рента (предприниматель мог бы сдавать в аренду свои землю, помещения и офисы, а не заниматься в них предпринимательской деятельностью)
  4. Нормальная прибыль (это неявные издержки такого ресурса как предпринимательская способность. Предприниматель мог бы заниматься другой деятельностью, а не данной. Прибыль от лучшей невыбранной возможности является нормальной прибылью)
Явные издержки обычно на виду, тогда как неявные издержки скрыты. В зависимости от того, учитываются или нет неявные издержки, различают бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек.

Бухгалтерские издержки = явные издержки.

TCбух = TCявные

Бухгалтерский подход учитывает только внешние издержки. Бухгалтера не интересует альтернативное использование ресурсов, принадлежащих предпринимателю.

Экономические издержки = явные издержки + неявные издержки.

TCэк = TCявные + TCнеявные

Экономический подход отличается от бухгалтерского тем, что он учитывает альтернативные возможности применения ресурсов, принадлежащих предпринимателю. Как мы видим, самое важное экономическое понятие – альтернативные издержки, находит место и в теории производства.

Таким образом, экономические затраты превышают бухгалтерские издержки на величину неявных затрат, в том числе нормальную прибыль.

При принятии экономических решений учитываются экономические затраты. Здесь и в следующих темах, а также во всех задачах и тестах, под издержками будут пониматься именно экономические затраты (если не указано специально, что нужно искать бухгалтерские затраты)

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью