џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Несовершенная конкуренция

Как мы уже отмечали, совершенная конкуренция является идеальным рынком, который является практически недостижимым в реальном мире. В идеальной модели совершенной конкуренции благодаря конкуренции между фирмами в условиях полной информации и отсутствии сил трения достигается эффективность распределения ресурсов. Каждый экономический агент преследует свои эгоистичные интересы, а в результате блага и ресурсы распределяются по ценам, не превышающим предельные издержки. В реальном мире множество «сил трения» нарушают предпосылки совершенной конкуренции, в результате экономическая эффективность рынков теряется, и блага продаются по ценам, превышающим предельные издержки.

Например, когда вы приходите покупать автомобиль, вы не обнаруживаете однородный товар, предлагаемый множество продавцов. Вы обнаруживаете товар, имеющий бесконечное множество качественных отличий (внешний вид, мощность, комфортабельность, тип двигателя и коробки передач, гарантия, стоимость обслуживания), продаваемый ограниченным числом автомобильных компаний и дилеров. Если вы собираетесь производить автомобили и продавать их на рынке, то вы обнаружите множество препятствий для этого. Одно из самых существенных – необходимость огромных первоначальных инвестиций. Если вы являетесь автомобильной компанией, то обнаружите, что вам важен каждый новый покупатель, поэтому вы будете стараться выделить и разрекламировать автомобиль вашей марки. Напомним, что фирмам в условиях совершенной конкуренции не важен каждый новый покупатель – ведь они уверены, что весь произведенный продукт будет продан по рыночной цене безо всякой рекламы.

Пример про автомобиль показывает, что каждая из сторон рынка испытывает влияние некоторых «сил трения», которые нарушают предпосылки совершенной конкуренции.

Термин «несовершенная конкуренция» предполагает, что какая-либо из предпосылок совершенной конкуренции нарушена, и эффективное распределение ресурсов не достигается. В этих условиях фирма может влиять на рыночную цену по тем ил иным причинам, то есть выступает установителем цены (price maker). Под несовершенной конкуренцией обобщены 3 типа рынков, на которых фирма имеет рыночную власть: монополия, олигополия, и монополистическая конкуренция. Каждый из этих рынков имеет единственную черту, которая делает его непохожим на другие рыночные структуры. Для монополии это уникальность товара или уникальное положение компании, для олигополии это взаимозависимость участников, для монополистической конкуренции это продуктовая дифференциация. Общей чертой этих рынков является неравномерное распределение информации1 между участниками рынка.

Рассмотрим каждый из этих рынков подробнее.


1  То есть информация о товаре не является симметрично распределенной между рыночными участниками. Например, продавцы могут знать о характеристиках товара больше, чем покупатели. Или же продавцы могут не знать о характеристиках друг друга.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью