џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

11.3 Олигополия

Совершенная конкуренция и чистая монополия практически не встречаются в реальной жизни. Большинство рынков вокруг нас расположено между двумя этими крайними полюсами. В этом разделе мы рассмотрим олигополию. Данный рынок выделяется тем, что на нем существует несколько взаимозависимых игроков.

Вот более полные характеристики олигополии:

  1. На рынке существует несколько (обычно до десяти) крупных фирм
    К подобным рынкам можно отнести автомобилестроение, мобильную связь, мировой рынок нефти. В автомобильной отрасли многих стран присутствует несколько крупных игроков, имеющих большие рыночные доли. В России это Автоваз, ГАЗ и УАЗ. В США это «большая тройка»: Chrysler, General Motors, Ford. В Японии это Toyota, Honda, Mazda, Subaru, Nissan.
    На рынке мобильной связи также можно увидеть несколько крупных игроков. В России это МТС, Вымпелком (бренд Билайн, Мегафон). В США это AT&T, Sprint, Verizon. В Великобритании это Vodafone, T-Mobile, Orange.
    На мировом рынке производства и экспорта нефти также доминируют несколько крупных игроков: это страны Персидского залива, объединенные в картель ОПЕК, Россия, Венесуэла, Нидерланды.

  2. Рынок характеризуется высокой взаимозависимостью игроков
    Действия одной фирмы сказываются на положении других участников рынка. Поэтому для олигополии характерно так называемое стратегическое поведение участников – принятие решений с учетом возможной ответной реакции конкурентов. Принятием подобных решений занимается относительно молодая отрасль математики – теория игр, которая была развита в XX веке математиками Джоном фон Нейманом, Оскаром Моргештерном и Джоном Нэшем.

  3. Барьеры входа/выхода существенны
    Также как и для монопольного рынка, барьерами могут быть экономия от масштаба (стратегические барьеры), патенты и лицензии, уникальность ресурсов, небольшая емкость рынка.

  4. Товар может быть как однородным, так и дифференцированным
    Например, нефть сорта Brent является однородным товаром, а автомобили дифференцированным.

  5. На рынке олигополии продавцы обладают существенной рыночной властью.

  6. Информация распределена несимметрично между покупателями и продавцами.

Анализ прибыли олигополии идентичен анализу прибыли монополии: в краткосрочном периоде она может получать положительную нулевую или отрицательную экономическую прибыль. Фирма остаётся в отрасли, если в точке оптимума ее цена превышает средние переменные издержки (P > AVC), и уходит с рынка, если P < AVC в точке оптимума.

В долгосрочном периоде олигополия также может иметь положительную, нулевую или отрицательную прибыль (если издержки выхода с рынка существенны).

В этих проявлениях олигополия похожа на чистую монополию.

Отличительной чертой олигополии является взаимозависимость участников, которая выражается в стратегическом поведении. Принимая собственные решения (о выпуске, рекламе, цене), участник рынка пытается учесть реакцию конкурентов. Прибыль компании теперь зависит не только от действий компании, но и от действий ее конкурентов. Таким образом, классическая задача максимизации прибыли превращается в задачу максимизации прибыли при учете ожидаемых действий конкурентов.

Поведение субъекта в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает наличие возможных ответных действий других субъектов рынка, называется стратегическим поведением. Подобное поведение изучает теория игр (game theory). Данная отрасль математики предназначена для анализа равновесий и возможных стратегий участников в «игровых» ситуациях, то есть когда решение одного участника сказывается на положении других.

Игровая стратегия – это линия поведения участника в зависимости от предположений об ответных действиях других участников. Доминирующая игровая стратегия – это стратегия, при которой участник получает максимальный выигрыш при любых действиях других сторон.

Простейшим случаем игры является игра между двумя участниками с двумя возможными исходами и одновременными ходами, получившая название «дилемма заключенного».

11.3.2. Анализ игры «Дилемма заключённого»

Суть игры заключается в следующем. Полиция поймала двух преступников, обвиняемых в совершении одного преступления, и проводит допрос каждого из них в различных камерах. Преступники не имеют возможности общаться. Полиция хочет получить признание каждого из преступников в совершении преступления. Каждый из преступников имеет два варианта показаний: сознаться в совершении преступления или не сознаться. Если оба преступника сознаются в совершении преступления, то каждый из получает по 2 года тюрьмы. Если оба преступника не сознаются, то в полной мере их вину будет трудно доказать, и каждый из них получит только по 1 году. Если один из заключенных признается, а другой нет, то второй получит максимальное наказание – 5 лет, а первый выйдет на свободу (за то, что дал показания на подельника).

Таким образом, приговор, который получит каждый преступник, зависит не только от его показаний, но и от показаний другого преступника.

Ниже приведена матрица результатов для преступников в зависимости от их действий:

заключенный А
признаться не признаться
Заключенный В признаться (2;2) (5;0)
не признаться (0;5) (1;1)

В каждой клеточке сначала идет срок наказания для преступника А, потом срок наказания для преступника В.

Рассмотрим ход рассуждений каждого преступника:

Преступник А: я не знаю, как поведет себя преступник В. Если он не признается, то мне лучше признаться, потому что тогда я выйду на свободу. Если он признается, то мне опять же лучше признаться, потому что тогда я получу 2 года наказания, а не 5. Поэтому мне лучше признаться вне зависимости от того, как поведет себя мой подельник.

Аналогичным образом рассуждает преступник В.

Таким образом, доминирующей игровой стратегией для каждого из них становится признание.

В этом случае игровое равновесие устанавливается, когда они оба признаются и получат по 2 года наказания. Данное равновесие достигается потому что стратегия «признаться» каждого участника является оптимальной при заданной стратегии другого участника. Достигнутое равновесие является равновесием по Нэшу.

Равновесие Нэша – равновесие, когда каждый участник игры выбирает стратегию, которая является для него оптимальной при условии, что остальные участники игры придерживаются определенной стратегии.

Нетрудно увидеть, что Нэш-равновесие не является наиболее оптимальным для участников. Если бы они оба выбрали стратегию «не признаться», то получили бы только по 1 году. В этом случае говорят, что равновесие не является Парето-оптимальным1. Если бы преступники смогли договориться заранее, то, возможно, они смогли бы достичь Парето-оптимального равновесия. Но даже в случае договоренности каждый из них имеет стимулы отступить от договоренностей и признаться, чтобы избежать наказания полностью. В этом случае эгоистические интересы каждого из участников и недоверие к напарнику заставляют преступников выбрать вариант «признаться». Согласованное поведение участников будет нерациональным с индивидуальной точки зрения каждого из участников.

Подобные игры имеют отношение к олигопольным рынкам. Рассмотрим некоторые примеры подобных игр на рынке олигополии

Задача «Решение об объеме выпуска»

Рассмотрим двух олигополистов, конкурирующих на рынке производства пассажирских самолетов: «Боинг» и «Эйрбас». Предельные издержки производства самолетов одинаковы у каждой компании и равны 10 млн. долларов за штуку.

Рыночный спрос выглядит следующим образом:

P, млн $ Q, штук
0 200
10 180
20 160
30 140
40 120
90 110
50 100
55 90
60 80
70 60
80 40
90 20
100 0

В случае, если «Боинг» и «Эйрбас» договариваются о разделе рынка пополам, то их прибыль выглядит следующим образом:

P, млн $ Q, штук TR, млн$ TC, млн$ общая прибыль прибыль каждого участника
020002000-2000-1000
101801800180000
20160320016001600800
301404200140028001400
401204800120036001800
901109900110088004400
501005000100040002000
5590495090040502025
6080480080040002000
7060420060036001800
8040320040028001400
902018002001600800
10000000

Прибыль участников будет максимальна, если они оба произведут по 45 самолетов (вместе 90) и равна в этом случае 2025 млн $. Эта точка является Парето-оптимумом, то есть в ней состояние одного участника нельзя улучшить без ухудшения состояния другого.

Каждый из участников может думать следующим образом:
Если я произвожу 45 самолетов и мой конкурент производит 45 самолетов, то наша общая прибыль будет максимальной, и я получу половину от максимальной общей прибыли. Однако что мешает мне произвести не 45, а 55 самолетов? В этом случае, если мой конкурент не предпримет ответных действий, общий объем продаж вырастет до 100, цена упадет до 50, а получу выручку 55 * 50 = 2750 и прибыль 2750 - 550 = 2200. Тогда прибыль моего конкурента составит 50 * 45 - 10 * 45 = 1800.

Точно также может думать и другой участник, и в таком случае они оба произведут по 55 самолетов. В этом случае общий объём продаж вырастет до 110, цена упадет до 45, общая прибыль будет равна 1925, и каждый из участников получит прибыль 1925.

Игра этой ситуации описывается следующей матрицей выигрышей (payoff matrix):

Боинг
произвести 45 произвести 55
Эйрбас произвести 45 (2025;2025) (2200;1800)
произвести 55 (1800;2200) (1925;1925)

Первое значение в скобках означает прибыль Боинга, второе – прибыль Эйрбаса.

Если между участниками не заключено договоренностей, то каждый из них имеет стимулы произвести 55, а не 45 штук, чтобы увеличить свою прибыль. В этом случае производство 55 штук является доминирующей стратегий для каждого участника. Нэш-равновесие устанавливается в ситуации, когда они оба производят по 55 штук и получают прибыль в размере 1925 млн $. Это равновесие не является Парето-оптимальным.

Данная ситуация показывает, как эгоистические интересы каждого из участников мешают им достигнуть оптимального значения прибыли.

11.3.4. Пример последовательной игры

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

11.3.5. Координированное (согласованное) поведение олигополии

Игра «Дилемма заключённого» показывает, что координация действий рыночных участников трудноосуществима. Стороны могли бы добиться лучших совместных результатов, если бы могли договориться и были бы уверены в том, что конкурент не отступит от принятых договоренностей.

Различные варианты координации действий участников приводят к тому, что рынок олигополии характеризуется множеством моделей поведения участников.

Рассмотрим некоторые из них

11.3.5.1. Модель «Картельный сговор»

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

11.3.5.2. Модель «Фирма-лидер»2

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

11.3.5.3. Модель ценовой войны

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.


1  Мы уже сталкивались с критерием оптимальности по Парето, который звучит так: нельзя улучшить положение какого-либо из участников игры, не ухудшив положения другого.
2  Данная модель является моделью ценового лидерства и еще называется моделью Форхаймера

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью