Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

11.3 Олигополия

Совершенная конкуренция и чистая монополия практически не встречаются в реальной жизни. Большинство рынков вокруг нас расположено между двумя этими крайними полюсами. В этом разделе мы рассмотрим олигополию. Данный рынок выделяется тем, что на нем существует несколько взаимозависимых игроков.

Вот более полные характеристики олигополии:

  1. На рынке существует несколько (обычно до десяти) крупных фирм
    К подобным рынкам можно отнести автомобилестроение, мобильную связь, мировой рынок нефти. В автомобильной отрасли многих стран присутствует несколько крупных игроков, имеющих большие рыночные доли. В России это Автоваз, ГАЗ и УАЗ. В США это «большая тройка»: Chrysler, General Motors, Ford. В Японии это Toyota, Honda, Mazda, Subaru, Nissan.
    На рынке мобильной связи также можно увидеть несколько крупных игроков. В России это МТС, Вымпелком (бренд Билайн, Мегафон). В США это AT&T, Sprint, Verizon. В Великобритании это Vodafone, T-Mobile, Orange.
    На мировом рынке производства и экспорта нефти также доминируют несколько крупных игроков: это страны Персидского залива, объединенные в картель ОПЕК, Россия, Венесуэла, Нидерланды.

  2. Рынок характеризуется высокой взаимозависимостью игроков
    Действия одной фирмы сказываются на положении других участников рынка. Поэтому для олигополии характерно так называемое стратегическое поведение участников – принятие решений с учетом возможной ответной реакции конкурентов. Принятием подобных решений занимается относительно молодая отрасль математики – теория игр, которая была развита в XX веке математиками Джоном фон Нейманом, Оскаром Моргештерном и Джоном Нэшем.

  3. Барьеры входа/выхода существенны
    Также как и для монопольного рынка, барьерами могут быть экономия от масштаба (стратегические барьеры), патенты и лицензии, уникальность ресурсов, небольшая емкость рынка.

  4. Товар может быть как однородным, так и дифференцированным
    Например, нефть сорта Brent является однородным товаром, а автомобили дифференцированным.

  5. На рынке олигополии продавцы обладают существенной рыночной властью.

  6. Информация распределена несимметрично между покупателями и продавцами.

Анализ прибыли олигополии идентичен анализу прибыли монополии: в краткосрочном периоде она может получать положительную нулевую или отрицательную экономическую прибыль. Фирма остаётся в отрасли, если в точке оптимума ее цена превышает средние переменные издержки (P > AVC), и уходит с рынка, если P < AVC в точке оптимума.

В долгосрочном периоде олигополия также может иметь положительную, нулевую или отрицательную прибыль (если издержки выхода с рынка существенны).

В этих проявлениях олигополия похожа на чистую монополию.

Отличительной чертой олигополии является взаимозависимость участников, которая выражается в стратегическом поведении. Принимая собственные решения (о выпуске, рекламе, цене), участник рынка пытается учесть реакцию конкурентов. Прибыль компании теперь зависит не только от действий компании, но и от действий ее конкурентов. Таким образом, классическая задача максимизации прибыли превращается в задачу максимизации прибыли при учете ожидаемых действий конкурентов.

Поведение субъекта в ситуации, когда принятие решения о дальнейших действиях предполагает наличие возможных ответных действий других субъектов рынка, называется стратегическим поведением. Подобное поведение изучает теория игр (game theory). Данная отрасль математики предназначена для анализа равновесий и возможных стратегий участников в «игровых» ситуациях, то есть когда решение одного участника сказывается на положении других.

Игровая стратегия – это линия поведения участника в зависимости от предположений об ответных действиях других участников. Доминирующая игровая стратегия – это стратегия, при которой участник получает максимальный выигрыш при любых действиях других сторон.

Простейшим случаем игры является игра между двумя участниками с двумя возможными исходами и одновременными ходами, получившая название «дилемма заключенного».

11.3.2. Анализ игры «Дилемма заключённого»

Суть игры заключается в следующем. Полиция поймала двух преступников, обвиняемых в совершении одного преступления, и проводит допрос каждого из них в различных камерах. Преступники не имеют возможности общаться. Полиция хочет получить признание каждого из преступников в совершении преступления. Каждый из преступников имеет два варианта показаний: сознаться в совершении преступления или не сознаться. Если оба преступника сознаются в совершении преступления, то каждый из получает по 2 года тюрьмы. Если оба преступника не сознаются, то в полной мере их вину будет трудно доказать, и каждый из них получит только по 1 году. Если один из заключенных признается, а другой нет, то второй получит максимальное наказание – 5 лет, а первый выйдет на свободу (за то, что дал показания на подельника).

Таким образом, приговор, который получит каждый преступник, зависит не только от его показаний, но и от показаний другого преступника.

Ниже приведена матрица результатов для преступников в зависимости от их действий:

заключенный А
признаться не признаться
Заключенный В признаться (2;2) (5;0)
не признаться (0;5) (1;1)

В каждой клеточке сначала идет срок наказания для преступника А, потом срок наказания для преступника В.

Рассмотрим ход рассуждений каждого преступника:

Преступник А: я не знаю, как поведет себя преступник В. Если он не признается, то мне лучше признаться, потому что тогда я выйду на свободу. Если он признается, то мне опять же лучше признаться, потому что тогда я получу 2 года наказания, а не 5. Поэтому мне лучше признаться вне зависимости от того, как поведет себя мой подельник.

Аналогичным образом рассуждает преступник В.

Таким образом, доминирующей игровой стратегией для каждого из них становится признание.

В этом случае игровое равновесие устанавливается, когда они оба признаются и получат по 2 года наказания. Данное равновесие достигается потому что стратегия «признаться» каждого участника является оптимальной при заданной стратегии другого участника. Достигнутое равновесие является равновесием по Нэшу.

Равновесие Нэша – равновесие, когда каждый участник игры выбирает стратегию, которая является для него оптимальной при условии, что остальные участники игры придерживаются определенной стратегии.

Нетрудно увидеть, что Нэш-равновесие не является наиболее оптимальным для участников. Если бы они оба выбрали стратегию «не признаться», то получили бы только по 1 году. В этом случае говорят, что равновесие не является Парето-оптимальным1. Если бы преступники смогли договориться заранее, то, возможно, они смогли бы достичь Парето-оптимального равновесия. Но даже в случае договоренности каждый из них имеет стимулы отступить от договоренностей и признаться, чтобы избежать наказания полностью. В этом случае эгоистические интересы каждого из участников и недоверие к напарнику заставляют преступников выбрать вариант «признаться». Согласованное поведение участников будет нерациональным с индивидуальной точки зрения каждого из участников.

Подобные игры имеют отношение к олигопольным рынкам. Рассмотрим некоторые примеры подобных игр на рынке олигополии

Задача «Решение об объеме выпуска»

Рассмотрим двух олигополистов, конкурирующих на рынке производства пассажирских самолетов: «Боинг» и «Эйрбас». Предельные издержки производства самолетов одинаковы у каждой компании и равны 10 млн. долларов за штуку.

Рыночный спрос выглядит следующим образом:

P, млн $ Q, штук
0 200
10 180
20 160
30 140
40 120
90 110
50 100
55 90
60 80
70 60
80 40
90 20
100 0

В случае, если «Боинг» и «Эйрбас» договариваются о разделе рынка пополам, то их прибыль выглядит следующим образом:

P, млн $ Q, штук TR, млн$ TC, млн$ общая прибыль прибыль каждого участника
0 200 0 2000 -2000 -1000
10 180 1800 1800 0 0
20 160 3200 1600 1600 800
30 140 4200 1400 2800 1400
40 120 4800 1200 3600 1800
90 110 9900 1100 8800 4400
50 100 5000 1000 4000 2000
55 90 4950 900 4050 2025
60 80 4800 800 4000 2000
70 60 4200 600 3600 1800
80 40 3200 400 2800 1400
90 20 1800 200 1600 800
100 0 0 0 0 0

Прибыль участников будет максимальна, если они оба произведут по 45 самолетов (вместе 90) и равна в этом случае 2025 млн $. Эта точка является Парето-оптимумом, то есть в ней состояние одного участника нельзя улучшить без ухудшения состояния другого.

Каждый из участников может думать следующим образом:
Если я произвожу 45 самолетов и мой конкурент производит 45 самолетов, то наша общая прибыль будет максимальной, и я получу половину от максимальной общей прибыли. Однако что мешает мне произвести не 45, а 55 самолетов? В этом случае, если мой конкурент не предпримет ответных действий, общий объем продаж вырастет до 100, цена упадет до 50, а получу выручку 55 * 50 = 2750 и прибыль 2750 - 550 = 2200. Тогда прибыль моего конкурента составит 50 * 45 - 10 * 45 = 1800.

Точно также может думать и другой участник, и в таком случае они оба произведут по 55 самолетов. В этом случае общий объём продаж вырастет до 110, цена упадет до 45, общая прибыль будет равна 1925, и каждый из участников получит прибыль 1925.

Игра этой ситуации описывается следующей матрицей выигрышей (payoff matrix):

Боинг
произвести 45 произвести 55
Эйрбас произвести 45 (2025;2025) (2200;1800)
произвести 55 (1800;2200) (1925;1925)

Первое значение в скобках означает прибыль Боинга, второе – прибыль Эйрбаса.

Если между участниками не заключено договоренностей, то каждый из них имеет стимулы произвести 55, а не 45 штук, чтобы увеличить свою прибыль. В этом случае производство 55 штук является доминирующей стратегий для каждого участника. Нэш-равновесие устанавливается в ситуации, когда они оба производят по 55 штук и получают прибыль в размере 1925 млн $. Это равновесие не является Парето-оптимальным.

Данная ситуация показывает, как эгоистические интересы каждого из участников мешают им достигнуть оптимального значения прибыли.

11.3.4. Пример последовательной игры

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

11.3.5. Координированное (согласованное) поведение олигополии

Игра «Дилемма заключённого» показывает, что координация действий рыночных участников трудноосуществима. Стороны могли бы добиться лучших совместных результатов, если бы могли договориться и были бы уверены в том, что конкурент не отступит от принятых договоренностей.

Различные варианты координации действий участников приводят к тому, что рынок олигополии характеризуется множеством моделей поведения участников.

Рассмотрим некоторые из них

11.3.5.1. Модель «Картельный сговор»

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

11.3.5.2. Модель «Фирма-лидер»2

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

11.3.5.3. Модель ценовой войны

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.


1  Мы уже сталкивались с критерием оптимальности по Парето, который звучит так: нельзя улучшить положение какого-либо из участников игры, не ухудшив положения другого.
2  Данная модель является моделью ценового лидерства и еще называется моделью Форхаймера

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью