Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Рынок труда становится несовершенно конкурентным, когда или покупатели, или продавцы приобретают рыночную власть, то есть могут влиять на рыночную заработную плату.
Ситуация, когда рыночную власть имеют покупатели (фирмы), называется монопсонией на рынке труда.
Ситуация, когда рыночную власть имеют продавцы (домашние хозяйства), называется монополией на рынке труда.
Монопсония – ситуация, когда на рынке присутствует единственный покупатель, имеющий рыночную власть.
Данная рыночная структура о многом противоположна монополии на рынке товара и имеет следующие черты:
Примеры монопсонии: предприятие, осуществляющее найм в моно-городах. Например, комбинат «Норильский Никель» является во многом монопсонистом в городе Норильск. Другой пример монопсонии – государство, осуществляющее найм по контракту на военную службу.
В этих условиях фирма на рынке труда имеет рыночную власть, что выражается в том, что она сталкивается не с совершенно эластичным предложением труда, а с предложением труда положительного наклона:
Рассмотрим задачу максимизации прибыли фирмой на рынке монопсонии.
Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.
Поскольку монопсония занижает заработную плату по сравнению с ситуацией совершенной конкуренции, что приводит к снижению благосостояния работников, государство нередко выступает ее регулятором.
Наиболее популярный способ регулирования монопсонии – установление минимально возможной заработной платы. Как мы знаем из рыночного анализа кривых спроса и предложения, подобная мера может приводить на рынке товара к избытку товара. Установление минимальных цен на рынке труда может приводить к появлению избытка рабочей силы, то есть к безработице.
Посмотрим, как это происходит в модели монопсонии на примере задачи.
Задача «Регулирование монопсонии с помощью минимальных цен»
Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.
Профсоюз (labor union) является монополией на рынке труда. Профсоюз представляет собой объединение работников, которое проводит переговоры с работодателем, добиваясь повышения заработной платы и улучшения условий труда.
Рассмотрим 2 модели поведения профсоюза:
Ls = MCu |
Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…