Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Задачи к главе


На сайте приведены только некоторые задания. Все задания доступны в полной версии пособия, которое я использую на занятиях.

Задача 1

В государстве М.И.Р. половина жителей являются богатыми, а половина – бедными. Богатые получают 80% доходов. В целях выравнивания доходов правительство М.И.Р. решило ввести налог на богатых. Налог вводится следующим образом: начиная со следующего года, каждый год богатые отдают государству 20% своих доходов в качестве налога. 20% этой суммы государство оставляет себе, а 80% отдает бедным качестве субсидий и социальной помощи.

  1. Определить изначальный коэффициент Джини
  2. Определить, через сколько лет распределение доходов в государстве станет абсолютно равномерным.

Задача 2

У компании А есть три сотрудника: Джон, Джордж и Робин. Руководитель компании знает, что Джон работает лучше, чем Джордж. А Джордж работает лучше, чем Робин, но не может оценить это количественно. Руководитель лишь знает, что:

  1. Коэффициент Джини для пары Джон-Джордж не превышает 0.8
  2. Коэффициент Джини для пары Джордж-Робин не превышает 23/26
  3. Коэффициент Джини для пары Джон-Робин не ниже 11/12

Впереди окончание рабочего года, и руководитель компании должен распределить бонус в размере 1000 между сотрудниками. После долгих раздумий руководитель решил поручить задачу распределения бонуса стажеру (выпускнику ВШЭ), который практиковался в компании второй месяц. Помогите выпускнику распределить бонус справедливо.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью