џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

За что были получены Нобелевские премии по экономике: некоторые кейсы

Эта глава будет интересна и абитуриенту, и взрослому человеку. Вы познакомитесь с работой экономистов, с тем как их исследования повлияли на жизнь каждого человека, в том числе нас с вами.

Данная глава посвящена тому, чтобы предметно познакомить читателя с работой современных экономистов. В предыдущей главе мы говорили, что задача экономики - не только строить концепции относительно окружающего нас мира хозяйственных отношений, но и делать его лучше. Цели экономики как науки это не просто рассчитать темп роста ВВП, предсказать поведение фирмы или рассчитать показатель монопольной власти, а помочь обществу и каждому человеку решить такие проблемы как безработица, инфляция, преодоление кризисов, неэффективности функционирования рынков, и даже загрязнения окружающей среды. Мы говорили, что позитивный экономический анализ – это научное изучение хозяйственных отношений между людьми, построение теорий и моделей. Нормативная экономика – это выработка рекомендаций по проведению экономической политики. Эти рекомендации опираются на результаты исследований, проведенных в рамках позитивного анализа. По этому признаку ученых-экономистов можно разделить на два больших лагеря: тех, кто занимается исследованиями, и тех, кто занимается поддержкой политических решений. Первые пишут научные работы, публикуют статьи в рецензируемых научных журналах и преподают в университетах. Вторые работают в государственных учреждениях, являясь советниками политиков или занимая определенные государственные посты. Часто экономисты, после успешной академической карьеры, приглашаются на работу в государственные органы. Например, известный экономист Милтон Фридман, кроме того что основал современную теорию денег, был экономическим советником президента США Рональда Рейгана. Автор популярного учебника по экономике Грэгори Мэнкью, который написал несколько заметных работ по экономическому росту, являлся экономическим советником президента США Джорджа Буша. Джозеф Стиглиц, получивший Нобелевскую премию по экономике за анализ рынков с ассиметричной информацией, долгое время являлся шэф-экономистом Всемирного банка.
Реальные хозяйственные отношения достаточно сложны для того, чтобы в них разобраться человеку «с улицы». В экономике (и особенно в финансах) существует много «экспертов», которые со страниц телеканалов и печатных СМИ доводят до непросвещенной публики искаженные представления об экономических закономерностях, формируя у нее ложные экономические стереотипы. Если политик или журналист может позволить себе какое-либо утверждение об окружающих нас экономических закономерностях, то профессиональный экономист этого сделать не может. В предыдущей главе мы уже обрисовали, как строится работа профессионального экономиста: он формулирует гипотезу, а потом тестирует ее на реальных данных. На основании этого теста гипотеза или отвергается, или принимается, после чего может служить платформой для выработки политических решений. В книге Джона Зигфрида «Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше» собраны некоторые результаты экономистов XX века, которые были взяты на вооружение политиками США и заметно улучшили жизнь американских граждан. Читатель может самостоятельно ознакомиться с этими кейсами. Мы же займемся более интересным делом – попытаемся объяснить максимально простым языком, за что были получены последние Нобелевские премии по экономике. Мы рассмотрим несколько наиболее интересных кейсов.
Мы увидим, что макроэкономисты получили премии в основном за исследования, связанные с макроэкономической революцией 1970х годов. Эти исследования изменили лицо макроэкономики и, можно сказать, позволили ей вырасти из «детсадовского» состояния. Если раньше макроэкономика выглядела так: ученый наблюдает поведение реальных переменных и делает интуитивные догадки о причинно-следственной связи между ними, то теперь она выглядит так: берутся наблюдаемые переменные, между ними разрешаются многомерные связи («все влияет на все», выдвигается несколько альтернативных экономических теорий, а потом ученые с помощью статистической проверки определяют, какая из теорий в большей степени удовлетворяет имеющимся данным. Эти исследования, явно с креном в денежную политику, сделали возможным массированное вторжение центральных банков в экономику в последние два десятилетия, и особенно с момента кризиса 2008 года. Еще эти исследования ввели в экономическую науку концепцию ожиданий экономических агентов. Вообще, экономика, похоже, все больше признает, что взаимодействие между людьми сводиться к постоянной приладке взаимных ожиданий и их сопоставления с реальными фактами. Это настоящее и будущее макроэкономики. К сожалению, вы не встретите ни слова об этом в учебниках по макроэкономике начального уровня.
Мы увидим, что микроэкономисты получили премии в основном за исследования, связанные с работой рыночного механизма и принятием решений взаимодействующими людьми. Ученые показали, что понятие «конкуренция», введенное Адамом Смитом, слишком абстрактно для описания современных реальных рынков, и рассказали про многочисленные условия, когда рынки перестают выполнять свои функции. Благодаря этим исследованиям, теперь, когда рынки усложнились, мы знаем, что информация становится решающим фактором для обеспечения их эффективного функционирования. Мы знаем, какая структура рынка может обеспечивать наилучшее распределение ресурсов в отдельных случаях. Молодая отрасль математики, теория игр, дала толчок к пониманию многих взаимодействий между людьми. Теперь мы знаем больше о групповом взаимодействии индивидов, о протекании конфликтов и об образовании пар. Мы также знаем много случаев, когда человек едет себя нерационально, а модельный экономический человек стал более похожим на реального. Похоже, что микроэкономика двигается в сторону понимания, что при росте сложности отношений между людьми решающим становится система взаимодействий и согласований между агентами, а не просто принятие решений. Это настоящее и будущее микроэкономики, и вы также практически не найдете информации об этом в учебниках по микроэкономике начального уровня.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью