џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

На сайте приведены избранные задания. Все задания к главе с ответами доступны в полной версии данного пособия, которую я использую на занятиях с моими учениками.

Вопросы к главе

  1. Что такое рациональное поведение и почему оно служит базовой предпосылкой большинства экономических моделей?

  2. Какие случаи нерационального поведения Вам известны? Какие из этих случаев нерационального поведения замечали Вы при своем экономическом поведении?

  3. Какое событие имеет большую вероятность: 1. Экономист является профессором американского университета? 2. Экономист является профессором американского университета и является либералом?

  4. Допустим, что в среднем один из 1000 человек в США имеет раковое заболевание. Вы проходите обследование на рак, достоверность которого составляет 95%. Результат обследования подтверждает наличие у Вас заболевания. Какова вероятность того, что у Вас действительно имеется рак?

  5. Вам предлагается сыграть в две игры. Первая игра заключается в следующем: вы подбрасывает монетку. Если выпадает орел, Вам платят 2 доллара. Если выпадает решка, то не происходит ничего. Вторая игра заключается в следующем: если выпадает орел, Вам платят три доллара. Если выпадает решка, то Вы отдаете 1 доллар. В какую игру Вам стоит играть, если Вы рациональный человек? В какую игру Вы действительно будете играть? Почему ответы на эти вопросы могут различаться?

  6. Приведите примеры рынков с ассиметричной информацией, которые Вы знаете.

  7. В экономике существует следующая классификация благ: поисковые, опытные и доверительные блага. Поисковые блага – это такие товары, качество которых Вы можете оценить в процессе поиска блага, до момента покупки. Например, платье или костюм. Вы можете потрогать его на ощупь, примерить, оценить качество материала. Опытные блага – блага, качество которых Вы можете определить только в процессе использования блага. Например, подержанный автомобиль, многое о котором Вы узнаете только в процессе длительного вождения. Доверительные блага – товары (или чаще всего услуги), качество которых нельзя точно установить даже в процессе пользования благом. Например, получение высшего образования или услуги репетитора. Как Вы считаете, для каких из перечисленных типов благ более характерна информационная ассимтерия и почему?

  8. Что такое неблагоприятный отбор? Приведите примеры неблагоприятного отбора.

  9. Что такое «просеивание»? Покажите, как работает этот механизм на реальных примерах.

  10. Каким образом информированная сторона, которая поставляет на рынок качественных товар, может заявить о высоком качестве своего товара или услуги?

  11. Почему компании нанимают знаменитостей за фантастические гонорары для участия в съемках рекламных роликов?

  12. В средние века банковские учреждения располагались в наиболее респектабельных строениях города. Как правило, помещение банка (то, что мы сейчас называли бы офисом), было дорого отделано мрамором и гранитом, а его площадь явно была избыточна относительно требуемой для проведения хозяйственных операций. Как Вы думаете, с чем это могло быть связано?

  13. С появлением Интернет многие привычные нам рынки приняли электронную форму. Например, до появления Интернет рынок подержанных автомобилей в России выглядел следующим образом: на огромной по площади территории располагался комиссионный магазин, где продавец машины мог арендовать машино-место, поставить туда автомобиль, указать свои контактные данные, и ждать, пока его автомобиль встретит покупателя. С появлением Интернет самым большим рынком подержанных автомобилей стала площадка www.auto.ru. Как Вы считаете, для какого типа рынка характерна большая информационная асимметрия между покупателями и продавцами?

  14. Почему во многих обществах на день рождения близким людям принято дарить подарки, а не денежный эквивалент этого подарка? Попробуйте дать ответ с позиций теории ассиметричной информации.

  15. Кейс «Каким образом фирмам следует сокращать расходы на оплату труда в кризисное время?»
    В 2008 году, с приходом финансового-экономического кризиса и начавшегося спада практически на всех рынках, многие российские компании столкнулись с проблемой урезания расходов на заработную плату. Наиболее очевидные меры для этого – сокращение заработной платы для всех сотрудников и увольнение некоторых сотрудников. Что же лучше для компании? Если фирма сократит заработную плату для всех сотрудников, то все самые лучшие и производительные сотрудники имеют стимулы покинуть фирму, поскольку они уверены в своих способностях, и без труда смогут найти другое место трудоустройства. Если фирма уволит некоторых сотрудников, то возможно, в список уволенных, попадет несколько производительных сотрудников. Но при этом остальные производительные сотрудники имеют стимулы остаться в фирме. С точки зрения экономической теории, вариант увольнения является более оптимальным для компании, чем вариант сокращения заработной платы. В 2008-2009 годах большинство российских компаний пошло именно по этому пути.

  16. Многие считают, что программы ведущих ВУЗов являются перегруженными с точки зрения востребованности получаемых знаний и навыков в реальной жизни. Работодатели вынуждены обучать выпускника ВУЗа на рабочем месте практически с нуля. Почему, тем не менее, работодатели заинтересованы в усложнении университетских учебных программ и строгом контроле со стороны университета за учебным процессом?

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью