Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

4.3 Другие примеры концепции альтернативных издержек

Практически любое экономическое решение и экономическое явление имеет альтернативные издержки. Еще одна иллюстрация концепции альтернативных издержек лежит в области макроэкономики, это явление экономического роста. Многие люди воспринимают экономический рост как безусловно положительное явление, главным образом потому, что увеличивает благосостояние индивидов и приводит к улучшению условий жизни. Но, как и практически все экономические явления, экономический рост имеет альтернативные издержки, которые могут и должны быть включены в экономический анализ. Разные экономисты причисляют к ним ухудшение экологии, снижение стимулов к работе для будущих поколений, усиление экономического неравенства. При подъёме экономики студент может обнаружить больше стимулов для оставления университета в пользу карьеры или предпринимательских начинаний, так же как и представители инженерных и технических профессий. В результате в экономике может возникнуть крен в сторону получения финансового или экономического образования, и дефицит кадров в определенных профессиях. Подобные перекосы могут привести к большему уровню безработицы в долгосрочной перспективе.

Даже бытовые повседневные решения индивидов имеют альтернативные издержки. Допустим, у индивида есть возможность купить продукты двумя способами: дорогие продукты в ближайшем супермаркете, или же более дешевые продукты в Ашане, поездка в который туда-обратно займет 2 часа. Что сделает рациональный индивид? Взвесит, во сколько ему обойдутся 2 часа, потраченные на дорогу. Возможно, индивид может точно оценить, сколько он зарабатывает в час. Тогда его потери будут составлять два часовых заработка. Сопоставив данные потери с разницей в ценах дорогих и дешевых продуктов, индивид сделает рациональный выбор. Или же, может быть так, что индивид ничего не зарабатывает за эти два часа, потраченные на дорогу, но просто высоко ценит свое личное время. В таком случае, альтернативные издержки проведенного в дороге времени будут равны потерянному удовольствию индивида от двух часов отдыха. Но как дать денежную оценку упущенного удовольствия от отдыха, которая является в любом случае более субъективной величиной, чем упущенные денежные доходы? Экономисты, как правило, имеют дело именно с такими вопросами, и могут предложить убедительные ответы. Для этого достаточно вспомнить, что экономика является наукой о том, как люди реагируют на предложенные стимулы. Предположим, что продукты стоят одинаково в ближайшем магазине и далеко расположенном Ашане, и в обоих магазинах одинаковы затраты времени на стояние в очереди. Тогда индивид, будучи рациональным, предпочтет покупку в ближайшем магазине. Затем добавим в данную систему выбора между вариантами покупки дополнительный стимул: данному индивиду дается бонус за потраченное время на дорогу в Ашан в виде более низкой цены продуктов. Когда бонус является небольшим, индивид по-прежнему будет ездить в ближайший магазин. Когда бонус будет больше, индивид обнаружит стимулы ездить в удаленный Ашан, чтобы купить продукты с существенной скидкой. Где-то посередине будет такое значение бонуса, при котором индивиду снова будет все равно, ехать в удаленный Ашан, или совершить покупку в ближайшем магазине. Именно оно и будет денежной оценкой упущенного индивидом удовольствия, а значит, альтернативными издержками времени, потраченного на дорогу в Ашан. Экономика дает ответы на подобные вопросы именно в таком ключе.

Можно привести бесчисленное множество других примеров из области повседневных решений, где включение альтернативных затрат необходимо для нахождения лучшего варианта выбора. Стояние в очереди сопряжено с упущенными издержками недополученных доходов или удовольствий от качественно проведённого времени. Поэтому в длинных очередях в банках и магазинах вы увидите, скорее всего, более пожилых людей, и скорее всего, не увидите предпринимателей и топ-менеджеров. Многие банки (например, Райффайзенбанк в России) вводят услугу VIP-обслуживание для состоятельных клиентов, преимущества которого заключаются, в том числе, в обслуживании без очередей.

Интернет-магазины предлагают платную доставку курьером и бесплатный самовывоз, который требует времени. Найдя приемлемую оценку вашего времени, вы сможете сделать рациональный выбор.

Люди с высокими доходами предпочитают летать на самолетах, чем ездить на поезде, именно потому, что самолет предлагает более быстрое перемещение, а альтернативная стоимость времени высокооплачиваемых менеджеров и предпринимателей высока.

Многие спортивные клубы сети «Worldclass» расположены в многоквартирных домах бизнес-класса или недалеко от офисных центров класса А, потому что люди, живущие в этих домах или работающие в офисах, имея высокие альтернативные издержки, не будут тратить время на дорогу в более дешевый клуб.

Примеров концепции альтернативных затрат в повседневной жизни можно найти бесконечно много, достаточно посмотреть вокруг, одев очки экономиста. Вы можете потренироваться в этом сами, придумав 2-3 примера, когда принятие во внимание альтернативных затрат поможет Вам сделать рациональный выбор.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью