џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

4.4 Размер компании и источники финансирования бизнеса: альтернативные издержки также важны

Когда человек правильно оценивает и учитывает свои альтернативные затраты, ему проще сделать оптимальный выбор. Например, перед многими начинающими предпринимателями стоит актуальный вопрос: заниматься ли всем самому или же нанять сотрудников, которым можно делегировать определенные бизнес-процессы? Прежде чем ответить на данный вопрос, экономист вначале попытается понять, из чего складываются составляющие альтернативной стоимости времени предпринимателя. И это гораздо более трудный вопрос, поскольку предприниматель имеет дело с неопределенным будущим, пытаясь, найдя определенные комбинации экономически ресурсов, извлечь прибыль. Это означает, что на решение предпринимателя могут влиять самые разные факторы: заработная плата наемного персонала, рост компании, поведение конкурентов, состояние рынка, и общее состояние экономики. Если компания работает в определенной узкой «нише» рынка, защищенной от конкуренции определенными барьерами, и не является растущей, то предприниматель может прийти к выводу, что найм персонала не целесообразен. На экономическом языке – затраты на найм персонала оказываются выше альтернативных затрат времени предпринимателя. Если посмотреть на реальную экономику, то нетрудно увидеть, что многие бизнесы организованы именно по данной модели (ее еще можно назвать «семейной»): небольшие гостиницы на несколько номеров, мини-кондитерские и хлебопекарни, продажа произведенной в домашних условиях молочной продукции на ярмарках выходного дня. Все эти бизнесы управляются в рамках членов семьи без найма дополнительного персонала. Если же компания сталкивается с другими условиями, например, новым или быстро растущим рынком своей продукции, то ведение бизнеса в рамках семьи без найма дополнительного персонала станет серьезной ошибкой. Альтернативная стоимость решения оставить бизнес в кругу семьи в данном случае будет включать упущенный рост бизнеса компании в след за растущим рынком. Если компания не сможет быстро вырасти в данный момент времени, то скоро ее потеснят более расторопные конкуренты, сумевшие нанять персонал и расширить бизнес. В данном случае затраты на найм персонала существенно ниже альтернативных затрат непринятия данного решения, поэтому фирме становится выгодно нанять сотрудников. Многие предприниматели не понимают данной идеи, их компании так и не превращаются из мелких в средние, и вскоре оказываются потесненными более сильными конкурентами.

В таком же ключе компания должна думать, когда принимает решение об источниках финансирования. Когда компании нужны деньги для обеспечения текущей деятельности (пополнение оборотного капитала) или для развития (финансирование роста), и для этих целей не хватает заработанной прибыли, она может прибегнуть к двум внешним источникам финансирования: продаже капитала или взятию в долг. Продажа капитала является привлечением партнеров в компанию, то есть продажей части бизнеса, и в современном мире может принимать множество форм: привлечение партнеров в бизнес, слияние с более крупной компанией, размещение акций на бирже (IPO, initial public offering), продажа пакета акций стратегическому инвестору или фонду. Общим моментом этих форм привлечения средств является то, что компания за привлеченные деньги расстается с частью капитала, а значит, и с частью своего бизнеса. Взятие в долг в современном мире также может принимать разнообразные формы: кредитные линии в банках, выпуск и продажа облигаций или векселей, получение товара в кредит у поставщика (аккредитив). Общим моментов этих форм привлечения денег является то, что компания их берет в долг с обязательством их вернуть плюс проценты за пользование чужими денежными средствами. Какие источники финансирования и в какое время фирме выгодны? Ответ экономиста опять будет лежать в области альтернативных издержек. Если фирма является быстрорастущей и работает на перспективном рынке, то у ее акционеров существует больше стимулов взять в долг, чем расстаться с частью бизнеса. В этом случае альтернативные издержки привлечения в бизнес новых акционеров через продажу капитала являются высокими. Если акционеры компании считают, что бизнес находится в зрелой стадии, и не за горами замедление темпов роста, то они имеют больше стимулов поделиться частью капитала с новыми акционерами.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью