Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

4.7 Выбор на макро- уровне: потребление или инвестиции

Идея альтернативных издержек может быть проиллюстрирована также и на уровне макро-экономики. В ряде пособий по экономике приводится пример выбора обществом между потребительскими и инвестиционными товарами. Потребительские товары (в экономических моделях обычно обозначаются буквой С, consumption) – это общая категория товаров, служащих для удовлетворения потребностей людей, то есть потребление которых приносит индивиду удовольствие. Инвестиционные товары (в экономических моделях обычно обозначаются буквой I, investments) – это блага, потребление которых в текущем периоде не приносит удовольствия, но приносит отдачу в будущих периодах. В мире ограниченных ресурсов экономике страны часто приходится делать выбор между потребителской моделью развития и инвестиционной модели развития. Например, в последние десятилетия США идут по явно потребительской модели развития, а Китай – по явно инвестиционной. И та, и другая модели имеют свои издержки. В экономике США, где индивиды имели стимулы для неоправданного роста расходов в долг, забывая о рисках, в 2007-2008 годах произошел финансовый кризис. А в Китае сейчас можно увидеть множество масштабных, но не востребованных инфораструктурных сооружений: дорог и мостов, ведущих в никуда, и аэропортов с пустующими взлетными полосами.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью