Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Краткое повторение

Альтернативные издержки (англ. opportunity costs) – это результат сравнения выбранного варианта экономического поведения с наиболее оптимальным доступным вариантом. Альтернативные издержки являются неотрицательной величиной. Рациональный экономический агент минимизирует альтернативные затраты. Среди доступных выборов оптимальным будет тот, альтернативные издержки которого минимальны. Нулевые альтернативные затраты являются признаком оптимального выбора.

Альтернативная стоимость является, пожалуй, самой важной экономической концепцией, и основой для более сложных экономических моделей. Как будет показано в следующей главе, кривая спроса отражает оценку покупателями своих альтернативных издержек, а кривая предложения отражает оценку производителями своих альтернативных издержек.

Альтернативные издержки тесно связаны с возможностью выбора между несколькими вариантами экономического поведения индивида, направленного на удовлетворение его потребностей. Таким образом, в экономиках, где существует возможность выбора, индивиду легче определить альтернативные издержки и сделать правильный выбор. В этом заключается одно из преимуществ рыночной экономики.

Стимулы в окружающем нас экономическом мире связаны с альтернативными издержками. Индивиды, правильно определив альтернативные издержки своего времени, смогут принять оптимальное для себя решение: где купить продукты, на какие средства растить бизнес, на каком транспорте перемещаться, какую страховку купить, и так далее.

Последовательный экономический анализ должен непременно быть анализом альтернатив. К сожалению, многие встречающиеся сегодня попытки анализа эконмических проблем (журналистами, политиками, а часто и самыми экономистами) не учитывают альтернативные издержки, и приходят к неправильным выводам. Например, новостные финансовые агентства обратили внимание на опережающий рост российского рынка акций по сравнению с рынком недвижимости в период подъёма российской экономики в 2001-2006 годах. Подобные исследования не принимают во внимание, что обладание недвижимостью качественно отличается от обладания акциями тем, что в квартире или доме можно жить. Если бы индивид предпочел купить акции вместо покупки квартиры, то стоимость аренды квартиры (ведь человеку нужно где-то жить) является альтернативными издержками обладания акциями. Если эти издержки будут включены в анализ, то обладание акциями, возможно, не покажется безусловно выгдным.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью