Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

6.2 Теория конфликтов

Теория конфликтов берет свое начало с классической работы «Стратегия конфликта» Томаса Шеллинга, лауреата Нобелевской премии по экономике 2005 года. В книге рассмотрено как стороны приходят к компромиссам в реальном мире, используя информацию друг о друге, а также используя такие приемы как блеф или обман. Вообще говоря, теория конфликтов является составной часть теории игр.
Шеллинг продемонстрировал, что процесс разрешения конфликта зависит не только от имеющихся у сторон информации о состоянии соперника, но и от более сложных информационных конфигураций. Например, если мне доступна подробная информация о состоянии соперника, то я могу показать сопернику, что знаю о нем все, или же сблефовать, и притвориться что я не знаю этой информации. Это может существенным образом повлиять на протекание нашего взаимодействия.
Поясним на примере из книги Шеллинга. Генерал армии дает приказание сжечь мосты, таким образом, снижая количество доступным ему военных маневров. А именно он теперь не может отступить. Этим поступком генерал не просто поднимает боевой дух своей армии. Если генерал сделает так, что об этом поступке узнает противник, то он существенным образом повлияет на возможное поведение противника. Соперник теперь видит, что у армии данного генерала нет путей к отступлению, а значит, они будут биться до конца. Теперь противник дважды подумает, прежде чем самому начать боевые действия.

Протекание конфликтов именно таким образом распространено в реальной жизни. Сюжеты фильмов Квентина Тарантино, современного режиссера, содержат множество примеров протекания таких конфликтов. В сюжете одного из раннего фильмов Тарантино, Настоящая любовь («True romance») к отцу главного героя врывается шеф головорезов и пытается добыть у него информацию о месторасположении главного героя, удравшего с ценностями бандитов. Вначале отец отвечает «не знаю», на что шеф бандитов говорит, что он родом с Сицилии, а там учат безошибочно определять по 17 признакам мимики человека, лжет он в данный момент или нет. Так что отцу главного героя нет смысла врать. Этим самым шеф бандитов дал понять отцу героя очень многое про возможные альтернативы его поведения. А именно, что у отца нет шансов, если он будет говорить неправду. Его будут долго и мучительно пытать до тех пор, пока он не выложит всю правду о местонахождении сына. И тогда отец находит гениальное разрешение данной ситуации. Зная вспыльчивость сицилийцев, он шутя рассказывает шефу некоторые «факты» из истории Сицилии: что вначале все сицилийцы были беловолосыми и с голубыми глазами, пока не пришли мавры, и через много поколений чертами типичного сицилийца стали смуглая кожа и черные волосы. Закончив рассказ, он спрашивает у бандита: «если Вы можете безошибочно определить, лжет человек или нет, а я оперировал только фактами, то согласны Вы или нет с тем, что я только что сказал?» В порыве ярости шеф бандитов убивает отца главного героя. Оружие шефа бандитов, а именно, безошибочное определение, лжет человек или нет, оказалось применено против него. Отец получил то, что хотел: он не сказал важной информации и при этом ему не пришлось испытывать долгих мучительных пыток.

Еще одну иллюстрацию протекания конфликта можно найти в сюжете замечательного фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» (Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb) Стенли Кубрика, который был снят и показан в разгар ядерного кризиса между США и СССР. В напряженный момент переговоров между странами фанатичный генерал США отдает приказ о ядерном ударе по СССР. Президент США сразу же отменяет этот приказ. Дальнейшая цепочка событий оказывается таковой, что один из бомбардировщиков все же сбрасывает бомбу на СССР. После удара оказывается, что в Советском Союзе существует машина Судного Дня, которая отвечает ядерным ударом по всей планете автоматически. Руководство США пытается быстро донести до советских руководителей информацию о том, что бомба была сброшена по ошибке, на что последние отвечают, что ничего не могут поделать, потому что машина работает без вмешательства человека. Так заканчивается история Земли.
Данный сюжет является не совсем вымышленным, для его появления были серьезные основания. В начале 1960-х советский руководитель Никита Хрущев заявил президенту США, что у СССР имеется подобная система. Если США попытаются нанести даже небольшой удар по СССР, то она ответит массированным ядерным ударом автоматически, и никто ее не сможет остановить. Хрущев фактически сказал, что если США сделают превентивный удар, то в ответ получат полномасштабную войну, причем это будет война, начатая США, а не Советским Союзом.
Фильм «Доктор Стрейнджлав» заканчивается репликой президента США, обращенной к советским руководителям: зачем Вам нужна была такая машина, если никто не знал, что она у вас есть?
Этот замысловатый сюжет показывает теорию конфликта в действии. На решения, принимаемые сторонами, и на возможный исход игры кардинально влияют не столько состояние противников, а информация (правдивая или ложная) об этом состоянии.
В настоящее время специалисты по теории конфликтов приглашаются к выработке решений при протекании военных и экономических конфликтов.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью