Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

7.2 Рынки и производство информации

Если сделка купли-продажи состоялась, то ее цена одновременно устроила и покупателя, и продавца, то есть был найден баланс спроса и предложения для данной конкретной сделки. Кроме уравнивания спроса и предложения, цена несет информационную функцию. Цена, существующая на рынке, оказывается примерно равной оценке потребителя альтернативного способа удовлетворения его потребности, а также примерно равной оценке производителя альтернативного способа использования ресурсов. Рынки создают информацию для людей, принимающих решения. На рынках миллионы покупателей взаимодействуют с миллионами продавцов, и именно цена позволяет покупателям и продавцам получить полезную для себя информацию об альтернативных стоимостях, а значит, стимулах, остальных участников рынка.

Впервые цену как инструмент извлечения информации из работы рынков рассмотрел Фридрих фон Хайек1. Экономисты уделяют так много внимания денежным ценам потому, что понимают, что именно цены предоставляют необходимую информацию и стимулы для участников рынка.

Для участников торговли цена важна, поскольку позволяет участникам торговых отношений определить свое сравнительное преимущество. В модели торговли, которую мы рассмотрели ранее, обмен производился между двумя участниками с двумя товарами. В этой модели цены могут быть определены через отношение товаров друг к другу, и сравнительное преимущество участников торговли легко определялось через это отношение. Но в реальной жизни, когда обмен производится десятками тысяч товаров между сотнями участников, определить сравнительное преимущество через относительные цены становится фантастически сложно. Именно денежная цена позволяет определить сравнительное преимущество в этом случае.

Многие общественные явления, которые, как первоначально кажется, не вовлечены в рыночные отношения, все равно имеют цену. Российский экономист (бывший ректор РЭШ) Сергей Гуриев в своей книге «Мифы экономики» приводит примеры подходов, определяющих цену человеческой жизни, и показывает, что это понятие не является крамольным, а даже необходимым при построении цивилизованных рыночных отношений.

Никто не будет спорить, что информация важна для принятия экономических решений. Мы живем в мире совместной деятельности, когда принимаемое нами отдельное решение затрагивает интересы множества других людей. В этих условиях информация о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие, становится крайне важной. И эту информацию предоставляют рыночные цены.

Часто нужную информацию бывает трудно получить, потому что рынков существует слишком мало, то есть не все типы человеческих взаимодействий отражены в рыночных ценах. Классический пример подобной ситуации приводится в книге Стивена Ландсбурга «Экономист на диване»:

«Рассмотрим пример с загрязнением воздуха. Завод выделяет вредный дым, чем создает неудобства для своих соседей. Это может быть или не быть неэффективным. Завод полезен одним (его владельцам, людям, покупающим его продукцию, работникам), но вреден другим (соседям)…Завод может приносить больше пользы, чем вреда. Но также и наоборот: больше вреда, чем пользы. И в этом случае он будет неэффективным для общества. Что является основным источником этой неэффективности? Кто-то может сказать, что это следствие того, что у нас слишком много рыночного капитализма и невежественной погони за прибылью. На самом деле это следствие того, что рыночного капитализма у нас слишком мало: у нас нет рынка для воздуха.

Предположим, что кто-то обладает собственностью на воздух вокруг завода и может взимать плату за его использование. Завод должен будет платить за право загрязнения окружающей среды, а жителям придется платить за право свободно дышать. Это создает сильные отрицательные стимулы к загрязнению воздуха. Даже если воздух принадлежит заводу, то загрязнение будет нести издержки для завода, потому что в этом случае он лишается возможности продавать чистый воздух жителям города. В этом случае завод продолжит загрязнять воздух только в том случае, если выгоды от загрязнения превышают издержки на загрязнение. То есть если загрязнение будет эффективным для общества».


Мораль этого отрывка такова, что неэффективность возникает из-за отсутствия многих рынков в нашем реальном мире.

Также неэффективность может возникать из-за ограничений в конкуренции и свободного ценообразования, а также из-за неодинаковой информации о торгуемом продукте у участников рынка. С ограничениями в конкуренции мы подробно познакомимся в главе «Несовершенная конкуренция». Ограничение свободного ценообразования также мешает реализации принципа «невидимой руки», а значит, также ведет к потере эффективности при процессе распределения ресурсов в экономике.

Если говорить про ограничение свободного ценообразования как препятствие для создания рынками информации и эффективного распределения ресурсов, можно вспомнить опыт плановых экономик. Существование и развитие любой экономики, в том числе плановой, требует использования ресурсов. Например, для построения жилья требуется цемент и сталь. Но требуется не только определенное количество цемента и стали, но и более детальная информация: стал какой марки, цемент какого качества, где, в какое время, от какого поставщика? Вся эта информация в рыночных экономиках рассредоточена на рынках в виде цен. В командных экономиках вся эта жизненно необходимая информация сосредотачивается и обрабатывается в министерстве планирования. При наличии свободных рынков подобная информация является самой ясной и точной, поскольку все рыночные участники направляются «невидимой рукой» и раскрывают информацию о себе согласно своим эгоистическим интересам. Например, если фирма отказывается поставлять на рынок товар по цене 1000 рублей, это означает, что данная цена скорее всего не дает фирме возможность получать прибыль, и это само по себе является ценной информацией. В рыночной экономике участники рынка имеют правильные стимулы, и раскрывают информацию о себе согласно этим стимулам. В плановой экономике, где информацию собирает министерство планирования, стимулы участников рынка раскрывать информацию о себе оказываются фантастически искаженными. Производители стараются завысить издержки и занизить объем производства, чтобы скрыть объем воровства. Производитель будет продавать товар даже себе в убыток, если знает, что все равно получит фиксированную заработную плату. О стимулах улучшения качества товара и расширения ассортимента речь вообще не идет. В итоге экономика Советского Союза рухнула, в том числе и потому, что информация, собираемая органами планирования, не имела никакого отношения к реальному положению вещей. Как пишет Рагурам Раджан в своей книге «Линии разлома», «Советские власти так искусно манипулировали информацией, что даже ЦРУ не имело представления о том, насколько была слаба советская экономика».

Если участники рыночных отношений обладают неоднородной информацией о товаре (иными словами одни категории участников знают больше чем другие), это также препятствует эффективному распределению ресурсов в экономике. А для подавляющего числа благ в экономике покупатели знают меньше, чем продавцы. Рассмотрим, каким образом распределение информации между участниками рынка может зависеть от типа блага.


1  Фридрих фон Хайек – австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии 1974 года.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью