џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

Краткое повторение

Рынок – это механизмы (совокупность институтов), обеспечивающие взаимодействие интересов покупателей и продавцов. Механизм рынка может принимать разнообразные формы: ярмарка у метро, гипермаркет «Ашан», фондовая биржа ММВБ, электронная доска объявлений в Интернете о сдаче жилья, интернет-аукцион подержанных вещей.

Кроме того, что рынки уравновешивают спрос и предложение, они производят важную информацию, доступную всем экономическим агентам.

Одной из причин появления разного рода неэффективностей в экономике является отсутствие рынков для ряда благ. Например, отсутствие рынка шума от прослушивания громкой музыки вашим соседом.

Блага можно разделить на три класса: поисковые (search goods), опытные (experience goods), доверительные (credence goods). Качество поисковых благ вы можете проверить до момента покупки, качество опытных благ устанавливается во время использования, качество доверительных благ трудно понять даже во время использования.

Спрос (от англ. demand, D) – функциональная зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести при прочих равных условиях. Величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены.

Спрос – это кривая. Она двигается при изменении неценовых факторов спроса. Величина спроса – это точка на кривой. На нее влияет только цена.

Закон спроса устанавливает отрицательную зависимость величины спроса от цены. Закон спроса объясняется тремя эффектами: эффект дохода, эффект замещения, эффект убывающей предельной полезности.

Исключения из закона спроса: товары Гиффена, товары Веблена, товары с сетевым спросом.

Неценовые факторы спроса: доход, цены связанных товаров (заменителей или дополнителей), налоги, субсидии, ожидания и вкусы потребителей, сезонные факторы. Все они влияют на положение кривой спроса.

В зависимости от реакции на доход блага бывают нормальными и инфериорными. Нормальные блага: спрос реагирует положительно на доход. Инфериорные блага: спрос реагирует отрицательно на доход.

Рыночная кривая спроса – сложение по горизонтали индивидуальных кривых спроса. Для алгебраического сложения спроса имеется специальный алгоритм, основанный на областях определения индивидуальных функций спроса.

Эластичность спроса по какому-либо фактору (цене, доходу, ценам связанным товаров) является мерой чувствительности реакции спроса на изменение этих факторов. Она меряется как отношение процентного изменения спроса к процентному изменению фактора.

Можно предложить два метода процентного изменения: точечный и дуговой. В первом случае мы считаем изменение относительно первоначальной точки, во втором случае – относительно середины интервала.

В зависимости от примененного подхода к расчету процентного изменения, эластичность также бывает точечной и дуговой.

Эластичность спроса по цене всегда отрицательна в силу действия закона спроса.

Наиболее популярные формулы для расчета эластичности спроса по цене:

точечная

дуговая

Если спрос представлен гиперболой, то эластичность спроса по цене является постоянной.

Для линейной функции спроса эластичность по цене различна в каждой точке.

Эластичность спроса по цене и выручка фирмы связаны, что находит отражение в модели «эластичность-выручка» и может быть использовано для прогнозирования доходов в реальных ситуациях.

Существует множество формул эластичности спроса по цене, все они являются следствием базовой формулы:

Эластичность спроса по доходу показывает, как реагирует спрос на товар на изменение дохода потребителя. Эластичность спроса по доходу отрицательна для инфериорных товаров и положительна для нормальных благ. Нормальные блага делятся на блага первой необходимости и блага роскоши.

Если потребитель потребляет только два товара и тратит на них весь доход, то: 1. Один из них инфериорный, а другой – товар роскоши 2. Один из них товар первой необходимости, а другой – товар роскоши. Никакие другие комбинации невозможны

Перекрестная эластичность показывает, как реагирует спрос на товар при изменении цен связанных товаров. Перекрестная эластичность положительна для товаров-заменителей и отрицательна для товаров-дополнителей.

Рассчитать функцию спроса на товар не так просто. Самая распространенная ошибка экономистов: брать цены и объемы в разные периоды времени и по ним пытаться построить функцию. Ошибка в том, что в разное время на объем спроса влияют разные неценовые факторы, которые не так просто наблюдать.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью