Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Предложение характеризует вторую сторону рынка – сторону производителей. Основной мотив продавца в рыночной экономике – продать имеющийся товар по максимальной цене (чем выше, тем лучше).
Предложение (от англ. supply, S) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое производитель желает и готов продать в течение некоторого промежутка времени.
Величина предложения – максимальное количество экономического блага, которое производители желают и готовы продать при данном значении цены.
Цена предложения – минимальное значение цены, при котором производители желают и готовы продать данное количество экономического блага.
Кривая предложения – кривая, каждая точка которой показывает значение:
Кривая предложения представляет положительную зависимость между ценой и величиной предложения. Данная положительная зависимость объясняется с помощью закона предложения. Закон предложения: при повышении цены экономического блага величина предложения растет, и наоборот. Математически закон предложения можно выразить следующим образом: Q′(P) > 0 или P′(Q) > 0.
В соответствии с законом, кривая предложения обычно изображается в виде кривой с положительным наклоном
Также как и для спроса, предложение – это вся кривая, а величина предложения, это конкретное значение функции Qs = f(P) при заданной цене, то есть точка Q0.
Предложение как и спрос, тесно связано с самым важным экономическим понятием – альтернативными издержками. Для производства и предложения товара на рынок необходимы ресурсы. Когда на рынок поставляется определенный товар, это означает, что имеющиеся ресурсы выделены для производства именно этого товара, а не какого-либо другого. Если альтернативные варианты использования имеющихся ресурсов будут выглядеть чуть более привлекательно, производитель тут же уменьшит предложение.
Как правило, для того, чтобы производить и поставлять на рынок большее количество определенного товара, производителю нужны стимулы в виде более высокой цены.
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…