Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

8.2 Объяснение закона предложения

Это находит отражение в законе предложения: чем больше объем предложения, тем больше цена. Закон предложения объясняется наличием двух эффектов:

  1. эффект возрастающих альтернативных издержек: при повышении объема производства данного товара его альтернативные издержки (выраженные в отказе от производства другого товара) растут. Поэтому производитель будет готов предложить больший объем по большей цене. Как было указано в главе «Альтернативные издержки», обычно в экономическом анализе принимается предпосылка о возрастающих альтернативных издержках.

  2. Эффект убывающей предельной производительности: при повышении объема производства данного товара на каждую дополнительную единицу нужно затрачивать все больше ресурсов (поскольку предельная производительность ресурса падает при росте объема производства товара). Поэтому производитель будет готов предложить больший объем только по большей цене.

Резюмируя эти два эффекта, можно сказать, что кривая предложения обычно наклонена вверх, потому что владельцам ресурсов нужно предложить более высокие цены, чтобы дать им стимулы производить больший объем и пожертвовать альтернативной деятельностью.

Предложение связано с альтернативными затратами потому, что используя ресурсы для производства данного товара, производитель отвлекает их от использования других возможных товаров. Поэтому цена данного товара должна покрывать лучшую альтернативную возможность использования ресурсов. Это правило лежит в основе построения кривой предложения, и его мы будем использовать при решении задач к главе.

Таким образом, мы увидели, что и спрос, и предложение связаны с альтернативными издержками. Для потребителя альтернативные издержки были важны в связи с возможностью замещения одного товара другим в потреблении (потребление одного товара связано с отказом от потребления другого). Для производителя альтернативные издержки важны в связи с альтернативным использованием ресурсов: производство одного товара связано с отказом от размещения ресурсов в пользу другого товара.

С точки зрения производителя, цены в экономике несут в себе информацию об альтернативных возможностях использования ресурсов. Понять эту идею можно на простом примере. Допустим, крупная российская торговая сеть (например, «Магнит») решает открыть очередной крупный магазин в небольшом региональном российском городе. Как это повлияет на уровень заработных плат рабочих в городе?
Они скорее всего вырастут. Много людей в данном городе, прежде работавших водителями, секретарями, уборщиками улиц, продавцами, теперь обнаружат, что у них появилась новая альтернатива – работать в новом магазине «Магнит» с конкурентными заработными платами. Принимая во внимание наличие данной альтернативы, прежние работодатели будут вынуждены повысить заработную плату работникам, чтобы удержать их на своих местах. Иными словами, новая более высокая заработная плата несет в себе информацию о появившейся альтернативе быть нанятыми в сети «Магнит».

Таким образом, мы только что увидели, что цена предложения какого-либо товара складывается из альтернативной стоимости ресурсов, используемых при его производстве. Именно этот факт обусловливает то, что экономисты очень положительно относятся к институту собственности. Когда ресурсы никому не принадлежат, то пользователям не приходится оплачивать их альтернативную стоимость, а следовательно, они недооцениваются и используются небрежно. Когда ресурсы находятся в частной собственности, рынок формирует цены, складывающиеся из альтернативной стоимости использования ресурсов. Если ресурсы не принадлежат никому, альтернативные издержки престают быть фундаментом для определения стоимости.

При изучении темы «Предложение» важно не путать такие понятия, как «предложение» и «величина предложения». Предложение отражает объем планируемых продаж при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой предложения. Величина предложения – это количество блага, которое продавцы готовы продать при конкретном уровне цены, представляет собой одну точку на графике кривой предложения. Увеличение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать больший объем товара, чем прежде. При увеличении предложения кривая предложения сдвигается вправо – вниз. Снижение предложения означает, что при каждом уровне цены производители готовы продать меньший объем товара, чем прежде. При снижении предложения кривая предложения сдвигается влево – вверх.

Важно понимать, что кривая предложения, изображаемая в координатах P-Q, это зависимость величины предложения от цены. Получая данную зависимость, мы фиксируем все остальные факторы, которые вияют на решение продавца о продаже товара. Функция предложения Qs = f(P), означает, что мы применили принцип «при прочих равных» при ее построении.
Если мы попытаемся поменять неценовые факторы предложения, то в координатах P-Q мы получим новую кривую предложения.

Таким образом:

  • Изменение предложения – это сдвиг всей кривой предложения, то есть изменение величины предложения при всех возможных значениях цены экономического блага;
  • Изменение величины предложения – это сдвиг вдоль кривой предложения, связанный с изменением цены экономического блага. При снижении цены товара производители будут склонны предлагать на продажу меньшее его количество. При повышении цены товара последствия прямо противоположные

Реакция величины предложения на изменение цены



Реакция предложения на изменение неценовых факторов

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью