Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
Под рыночным равновесием понимается полное совпадение интересов покупателей и продавцов. Все потребители, которые рассматривали различные способы удовлетворения потребности, предпочли (и смогли) купить именно данный товар. А все производители, которые рассматривали различные способы использования ресурсов, предпочли (и смогли) использовать их именно для производства данного товара.
Равновесие может быть неединственным. Ряд рынков существует без достижения равновесного состояния.
Дефицит – ситуация на рынке, при которой объем спроса больше объема предложения при данном уровне цены. Дефицит создает стимулы у покупателей и продавцов к образованию теневого рынка.
Избыток (затоваривание) - ситуация на рынке, при которой объем предложения больше объема спроса при данном уровне цены.
При одновременном изменении спроса и предложения на рынке всегда наблюдается следующая ситуация: изменение одного из параметров рыночного равновесия (цены или объема) определено точно, тогда как изменение другого параметра не определено.
Наиболее популярные меры регулирования рынка: установление максимальным и минимальных цен, квотирование, налогообложение и субсидирование.
При установлении максимальной цены (потолка) на рынке возможно образование дефицита.
При установлении минимальной цены (пола) на рынке возможно образование излишка.
2 вида налогов: фиксированные, количественные. Фиксированный налог не влияет на спрос или предложение, количественный налог уменьшает спрос или предложение по определённым правилам.
2 вида субсидий: фиксированные, количественные. Фиксированная субсидия не влияет на спрос или предложение, количественная субсидия увеличивает спрос или предложение по определённым правилам.
При введении потоварного налога его бремя всегда распределяется между покупателем и продавцом. Правило распределения налогового бремени: у кого меньше эластичность кривой (то есть кривая будет более крутой), тот платит большую долю налога.
Излишек покупателя – это разница между максимальной ценой, которую покупатель готов заплатить за товар, и фактической ценой, которую он платит на рынке.
Излишек производителя – это разница между ценой равновесия (фактической ценой, которую получает продавец за свой товар), и той ценой, по которой продавец готов продать товар на рынке.
Налоги и субсидии ведут к потере общественного благосостояния. При налогообложении и субсидировании возникают потери в размере DWL (dead weight loss), которые заключаются в том, что сумма новых рыночных излишков оказывается ниже суммы старых рыночных излишков.
Потери общественного благосостояния возникают потому, что при введении налога товар становится дороже для покупателей, и некоторые из них предпочитают отказаться от его покупки, оставив потребности неудовлетворенными.
Простая модель торговли между двумя странами: товар потечет из экономики, где внутренние цены ниже, в экономику с более высокими ценами. Таким образом, одна страна становится экспортером, а другая импортером, и они торгуют друг с другом по единой рыночной цене.
Воздействие пошлин и субсидий на экспорт или импорт аналогично воздействию налогов и субсидий на предложение или спрос.
В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест
Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…