џндекс.Њетрика

Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики. Данный образовательный проект посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике и финансам (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде Высшая проба и другим олимпиадам).


  • Я публикую мои (авторские) решения заданий олимпиады Высшая Проба 2014 по экономике для 10х и 11х классов

    Решение 5ой задачи 11 класс:

    Современная теория международной торговли основана на базовой идее – торговля без барьеров во благо каждого. Например, одна из аксиом современной теории международной торговли гласит, что «малой» экономике выгодно даже одностороннее снижение торговых барьеров. Значит, для достижения общего благосостояния в долгосрочном периоде странам выгодно торговать друг с другом без барьеров, максимально реализуя свои сравнительные преимущества.

    Почему же именно во время кризиса страны отклоняются от подобной стратегии?

    Прежде чем дать ответ на данный вопрос, давайте вспомним одну историю из теории игр. Например, дилемму заключённого, когда каждый участник преследую свои эгоистичные интересы, давал показания на противника. В результате равновесие в данной игре не являлась оптимальным (это так называемое Нэш-равновесие). Если бы партнеры договорились не «стучать» друг на друга, то могли бы достичь другого равновесия, более оптимального для них обоих. Если подобная игра повторяется один раз, то противники будут скорее давать показания друг на друга, преследуя свои личные интересы. Если же игра повторяется много раз, то противники начинают показывать способности к обучению, и начинают приходить к пониманию, что им становится выгодно сотрудничать, не давая показания друг против друга. Исследованием подобных игр занимается совсем молодая отрасль экономики – эволюционная теория игр. (см. например работы Robert Axelrod).

    Какое отношение имеет эта история к нашему вопросу? Когда страны находятся в стабильных условиях, то они понимают, что торговля без барьеров выгодна всем, что эквивалентно состоянию сотрудничества в дилемме заключённого. Однако кризис обнажает индивидуальные проблемы экономик: у каких-то экономик обнажается структурная слабость отдельных отраслей, у каких-то экономик обнажаются назревшие социальные противоречия, у каких-то экономик обнажается несовершенство государственного аппарата, у каких-то экономик возникает политическая нестабильность и так далее. В этих условиях каждая отдельная экономика имеет соблазн прибегнуть к кратковременному (и недальновидному) способу решения этих проблем с помощью торговых барьеров и протекционистских мер. Причины могут быть разные:

    1. Поддержка стратегических и значимых отраслей
    2. Поддержка отраслей со слабой занятостью
    3. Социальное давление (например, проблема моногородов)
    4. Политическое давление

    В этих условиях соблазнов применить протекционистские меры больше, чем в стабильных условиях, именно поэтому при каждом глобальном кризисе мы видим усиление протекционизма во всем мире. Достаточно вспомнить пример Великой Депрессии: в период с 1929 по 1933 годы барьеров стало так много, что мировая торговля практически остановилась.

    10 класс решения 11 класс решения


Возврат к списку

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью