Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

1.3 Кризис 2008 года

В 2008 году мир поразил кризис, который вначале начинался как локальный кризис на рынке ипотечных закладных США, но затем, используя различные механизмы, перекинулся на весь финансовый сектор и реальный сектор экономики. Надо сказать, что это характерная черта многих кризисов: находясь в его начале, трудно сказать, какой масштаб он в итоге приобретет – останется локальным кризисом на отдельном рынке отдельного государство, как кризис интернет-компаний (доткомов: компаний, название которых заканчивалось приставкой .com) в США в 2001 году, или же перерастет в глобальный кризис наподобие Великой Депрессии. Проблемы на рынке низкокачественных ипотечных закладных (subprime mortgages) начались еще летом 2007 года, но рынки по началу не замечали эти проблемы. Конечно же, не сами ипотечные кредиты стали виновником кризиса – те же проблемы с низкокачественными заемщиками в США были и в начале 1990-х, но никакого мирового кризиса тогда не было. К кризису привела так называемая секьюритизация ипотечных кредитов – их превращение в ценные бумаги. Эти ценные бумаги явились финансовой инновацией начала 2000-х и распространились по миру с умопомрачительной скоростью.

Есть экономическая теория глобальных дисбалансов, мы о ней уже говорили. Финансовая система США занимает примерно половину в общемировых финансов, и сбережения из стран со слабой финансовой системой текут на рынки США. Поэтому ценные бумаги, обеспеченные ипотечными кредитами, пользовались большим спросом, несмотря на то, что мало кто осознавал риски, которые они в себе таят. В 2008 году многие из этих бумаг превратились в ноль, обесценились полностью, что привело к банкротству одного из старейших финансовых институтов США – Bear Sterns в марте 2008 года. Но после этого рынки вроде бы успокоились. Летом 2008 года казалось, что оперативные меры ФРС США – снижение учетной ставки практически до нуля, выступление Бена Бернанке с обещаниями поддержать рынки, сработали. По крайней мере, почти всем казалось, что основной этап кризиса пройден, фондовые рынки по всему миру показывали рост, летом 2008 года мировые цены на нефть достигли исторического рекорда и взобрались на уровень выше $140 за баррель (сейчас, в 2014 году они чуть более $100 за баррель). Но все разрушилось в одночасье в начале сентября 2008 года, когда правительство США пошло на банкротство одного из системообразующих финансовых институтов США – инвестиционного банка Lehman Brothers. После того фондовые и товарные рынки по всему миру перешли в отвесное падение, а кризис быстро перекинулся на долговой сектор и реальную экономику.

В конце 2008 года стало ясно, что этот кризис имеет все шансы перерасти во вторую Великую Депрессию, о чем громче всех заявлял Джордж Сорос, сделавший большие ставки на понижение рынка. Но кризис не перерос во Вторую Великую депрессию, уже в марте 2009 года рынки по всему миру росли как ракета. И во многом это стало возможным благодаря оперативной реакции денежных и фискальных властей по всему миру, которая была основана на последних достижениях экономической теории. Бен Бернанке, который возглавлял самый важный монетарный орган в мире – Федеральную Резервную Систему США, является академическим ученым, монетаризмом и учеником великого Милтона Фридмана. В академическом мире он прославился за работы по монетарной экономике и за исследования последствий золотого стандарта в 1930е годы в частности. В любом случае, Бернанке очень хорошо знал монетарное объяснение Великой Депрессии Фридмана (а именно, что бездействие ФРС США в то время привело к падению денежной массы на 30%), и сделал все возможное, чтобы не повторить этой ошибки. Поскольку ставка процента и так была на нуле, а экономике требовались денежные вливания, Бернанке придумал абсолютно новый метод проведения монетарной политики – выкуп различных ценных бумаг, в том числе проблемных, с балансов коммерческих банков. Эта операция получила название «количественное смягчение» (quantative easing), она позволила банкам получить мгновенный доступ к деньгам ФРС, зато баланс самой ФРС раздулся до рекордных 4 триллиона долларов.

Итак, первый урок, который преподнес кризис 2008 года – это то, что центральные банки должны быстро реагировать на кредитное сжатие в экономике, создавая деньги и вбрасывая их в экономику как можно быстрее. Если привычнее методы не помогают, то нужно создавать новые, по примеру ФРС США.

Но кроме активных монетарных мер, кризис 2008 года ознаменовался активным возращением развитых стран к бюджетно-налоговой (фискальной) политике, то есть к трате денег из государственного бюджета. Про эту политику в последние 20 лет развитые страны почти забыли, но в ходе 2008 года к ней вернулись. Почему? Вероятно, потому что всем стало понятно, что кризис слишком глубокий, и нужно использовать се возможные меры. Кроме этого, монетарные органы боялись, что только денежные вливания не смогут простимулировать экономику должным образом. Что, если передаточный денежный механизм не работает должным образом? То есть, если даже центральный банк даст много денег банку коммерческому, эти деньги могут не дойти до конечного пользователя – индивида или фирмы, которые по идее должны взять кредит и начать тратить эти деньги. Во-первых, самому банку может быть выгодно пустить эти деньги на рискованные операции с валютой (как например было в России) или с ценными бумагами, чем дать кредиты, которые могут еще и не вернуть. Кроме этого, а что если индивиды и домашние хозяйства настроены настолько пессимистично, что просто не хотят брать кредиты, по какой угодно низко ставке? (в экономике эта ситуация описывается термином «ловушка ликвидности»

Ловушка ликвидности - ситуация в экономике, когда экономические субъекты предпочитают хранить средства в форме наличных денег. Из-за этого владельцы ценных бумаг не могут продать их без потерь. В этой ситуации денежные вливания в экономику не приводят к ее активизации.

В таком случае, сколько бы центральный банк не дал денег банкам коммерческим, до конечного пользователя они не дойдут, а значит, монетарная политика окажется неэффективной.

Именно поэтому бюджетная политика вновь вышла на сцену, США и европейские государства предложили множество государственных программ поддержки экономики, а академический мир экономической науки захлестнула волна работ по бюджетной политике.

На текущий момент (лето 2014 года) можно сказать, что кризис во многом пройден. Экономика США растет, а фондовые индексы США обновили исторические максимумы.

Никто уже не говорит о долговых проблемах Греции и распаде еврозоны. Сейчас уже понятно, что мировая экономика не скатилась в дефляционную спираль, как это было в Великую Депрессию 80 лет назад. В то же время достаточно ясно, что быстрое заливание проблем экономики неограниченным вбросом денег не позволило провести многие структурные экономические реформы, например реформирование инвестиционно-банковского сектора.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью