Меня зовут Николай Саперов, я независимый преподаватель экономики (ранее преподаватель экономики НИУ-ВШЭ). Сайт n2tutor.ru посвящен обучению школьников экономике и финансовой грамотности, подготовке абитуриентов к олимпиадам по экономике (Всероссийской олимпиаде по экономике, олимпиаде НИУ-ВШЭ Высшая проба и другим олимпиадам).

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

4.1 Альтернативные издержки

Концепция альтернативных затрат является, вероятно, самой важной в современном экономическом анализе. Как будет показано в следующих главах, практически все идеи современной экономики, начиная от спроса и предложения, и до более сложных моделей (например, дисконтированных платежей) базируются на включении в анализ альтернативных затрат.

Как было определено ранее, экономика это наука о том, как люди взаимодействуют, реагируя на стимулы в процессе распоряжения ограниченными ресурсами (ну или хотите, как ограниченные ресурсы распределяются между альтернативными вариантами их использования). Для достижения своих целей и желаний (это может быть далеко не только максимизация прибыли или полезности) в мире ограниченных ресурсов людям необходимо делать выбор, правильно реагируя на предложенные стимулы. Поскольку мы живем в сложном и разнообразном мире, для достижения цели существует, как правило, несколько конкурирующих вариантов экономического поведения. Лицо, принимающее решение, сталкивается с выбором между несколькими альтернативными вариантами, взвешивая «за» и «против» каждого варианта1. Подобный подход к принятию решений, который производится всеми нами повсеместно, часто при помощи интуиции, и нашел отражение в экономической концепции альтернативных затрат. Идея расчета альтернативных затрат предполагает, что индивид может сравнить имеющиеся альтернативы по ценности для него, и выбрать из них лучшую.

Альтернативные издержки (англ. opportunity costs) – это результат сравнения выбранного варианта экономического поведения с наиболее оптимальным доступным вариантом. Вы можете встретить определение «издержки упущенных возможностей». Ценность упущенных возможностей как раз и является результатом сравнения данного выбора с лучшим имеющимся вариантом. Таким образом, альтернативные издержки данного экономического решения можно посчитать как разницу между экономическим результатом лучшей доступной альтернативы, и результатом данного решения.

Альтернативные издержки = результат самой лучшей альтернативы – результат выбранной альтернативы

Понять эту простое определение поможет следующий пример

Показать пример

Пример 3.1.

Индивид имеет 3 предложения от работодателей (в деловом мире такие предложения называются «офер»)

Первый работодатель предлагает заработную плату $1000, второй $2000, третий $1200. Индивид, будучи рациональным (ранее мы уже говорили о том, что рациональность – способность достичь целей наилучшим способом), без труда определит, что оптимальное предложение – второе (с оплатой $2000). Следовательно, данный вариант и будет тем бенчмарком (англ. benchmark – мерка, критерий), который будет использоваться при расчете альтернативных издержек каждого варианта. Если индивид выберет первый вариант, то альтернативная стоимость такого выбора будет равна $1000 (=2000-1000, разница между результатом лучшего варианта и данного варианта). Иными словами, индивид получит $1000, но при этом лишиться возможности получить $2000. Поэтому издержки его упущенных возможностей будут равны $1000. Если индивид выберет третий вариант, его альтернативные издержки составят $800 (=$2000-$1200). Наконец, если индивид выберет второй вариант, его альтернативные издержки составят 0, что неудивительно, потому что данный вариант является лучшим, а значит, сравнивается сам с собой.





Конечно же, данный пример является максимально упрощенным. В ряде экономических задач предлагается учесть дополнительные факторы, такие как денежная оценка затрат времени или денежная оценка качественных различий альтернатив2.

Данный элементарный пример иллюстрирует несколько важных свойств экономического выбора:

  1. Выбор является оптимальным, если его альтернативные издержки минимальны. Рациональный экономический агент минимизирует альтернативные издержки.
  2. Альтернативные издержки не могут быть меньше нуля.

Данные свойства легко получить из определения альтернативных издержек. Поскольку они являются разницей между экономическим результатом лучшего варианта выбора и данным вариантом выбора, то чем меньше данная разница, тем «ближе» индивид находится к принятию оптимального решения. Поскольку для расчета альтернативных издержек применяется сравнение с лучшим экономическим результатом (то есть максимальным в смысле экономических выгод), то данная разница не может быть меньше нуля. Если альтернативные издержки равны нулю, это означает, что рассматриваемый вариант сравнивается сам с собой, следовательно, является лучшим.


1 Проблему выбора отражает известная среди экономистов поговорка «Бесплатных обедов не бывает». Имеется ввиду, что, когда блага предоставляются кому-то бесплатно, это означает, что за них заплатил кто-то другой (а возможно, частично и сам этот человек, не подозревая об этом). Например, такие как бесплатное образование или пожарная охрана, предоставляются за счет средств налогоплательщиков. Или же, если человек решил сам починить автомобиль, то его затратами станут упущенные возможности заработка денег в это время.
2 Но, как было сказано ранее, экономисты любят упрощения (которые называются моделями). Экономика позволяет говорить об окружающем мире (по-крайней мере, его хозяйственной части) определенным языком, по большей части языком моделей. Цель у экономики одна: понять наш собственный мир и сделать его лучше. Но для того, чтобы сделать это, экономистам приходится идти на осознанное упрощение реального положения дел и делать выводы о законах окружающего мира на примере простых моделей. Для того, чтобы сделать полезные выводы, модели не обязательно должны быть реалистичными.

ИНФОРМАЦИЯ О СВОБОДНЫХ МЕСТАХ

В настоящий момент активно набираю учеников на предстоящий учебный сезон. Есть около 10 мест

ТЕОРИЯ И ЗАДАНИЯ

Все задачи

ИНТЕРВЬЮ С УЧЕНИКАМИ

  • Интервью с Дмитрием Сорокиным, абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по экономике 2009 года

    Первое интервью я взял, пожалуй, у своего самого неординарного ученика - Дмитрия Сорокина. Дмитрий являлся абсолютным победителем (1-е место) Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2009 года. Я помню, что мне было приятно заниматься с Дмитрием, который с первого же занятия поставил максимальную планку уровня наших занятий, заявив, что его цель - победа во Всероссийской олимпиаде. С первых занятий мне показалось, что Дмитрий - будущий ученый-экономист. Траектория Дмитрия интересна: после года обучения на экономическом факультете ВШЭ, он перевелся на первый курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ, а сейчас уезжает на семестр в Нью-Йоркский университет. В данном интервью Дмитрий рассказывает об этом выборе, а также о том, почему он решил стать академическим ученым, какие задачи сейчас стоят перед молодым экономистом. подробнее…

Все интервью